Про то, что оно переводится как «откровение», как-то забывается. Мел Гибсон снял еще один «Апокалипсис», который следует перевести с латыни так - откровение о человеческой сути. В кадре Во влажных американских джунглях прячется деревенька индейцев. Племя охотится на тапиров, собирает травы, рассказывает у костра легенды. Смуглые гибкие парни внимают мудрости отцов, очаровательные девушки воспитывают смышленых детей и чистят керамические горшки. Сын вождя - Лапа Ягуара - знает, что каждый новый день повторяет вчерашний и приносит большие и маленькие радости. Однако безмятежности длиться осталось недолго. Однажды через родовую территорию племени прошли встревоженные люди - тоже в татуировках и набедренных повязках. Они сказали вождю, что их земли разорены, и необходимо искать новое место для поселения. В эту же ночь маленькое племя узнало, кто покусился на их соседей. Более сильные индейцы пришли с хорошим оружием из далекого города, чтобы захватить рабов - нужно же кому-то строить каменные дома. Долгий переход через джунгли и бурные реки со связанными руками. Жестокий и глумливый провожатый, которому больше нравится видеть в пленниках жертву, а не бесплатную рабочую силу. Туманное пророчество от изуродованной язвами девочки о темном небе, черной кошке и конце дней. После долгого путешествия измученные Лапа Ягуара и соплеменники попадают в город фриков. Здесь женщины в наркотическом трансе пляшут странные танцы, носят помпезные прически, рожают детей-уродов. Калеки крадут на рынке фрукты. Рабы строят все новые и новые дома и алтари для кровавых богов. Лапу, как и других пленников, раскрашивают в синий цвет и собираются принести в жертву. Сердце сына вождя не было вырезано из груди только потому, что пророчество начало сбываться. За кадром Американский режиссер Мел Гибсон зарекомендовал себя как мастер эпических сюжетов: «Львиное сердце», «Страсти Христовы», «Безумный Макс»... Новый фильм «Апокалипсис» вполне вписывается в этот ряд. Он очерчивает историю гибели цивилизации индейцев - майя. В отличие от опостылевших в таких вещах паники, пафоса и трагедии, здесь дается только легкий намек на финал нации. Народ еще не знает, что через 100 лет его сотрут с лица родного континента. А сам намек делается в виде позитивных белых парусов на испанских кораблях, которые в первую минуту являются спасением, а не угрозой. Ссылаясь в начале на историка Дюрана, сказавшего: «Великая цивилизация не может быть завоевана извне, пока не разрушит себя изнутри», Гибсон показывает, как рыба гниет с головы. На периферии маленькие племена если и убивают, то чтобы выжить, внимают словам старейшин и воспитывают потомство в традициях. В городе жрецы трактуют древние знаки и приметы, как выгодно правительству, вырезают невинным сердца, ради Богов, в которых почти не верят, головы провинившихся вывешивают на базарной площади, пьют наркотические напитки, забывают заповеди охотников. В результате законы морали уступают место законам Дарвина. Выживает сильнейший. История, оставленная за пределами кадра, доказывает, что сильнейшими оказались не кроваворукие жрецы с алчными глазами, а закованные в латы конкистадоры с крахмальными воротниками. Понять это можно только, вспомнив слова совы из сказки, рассказанной убеленным сединами индейцем: «Внутри человека дыра, ее невозможно заполнить, и что бы он ни получал, он будет все время хотеть большего». Испанцы пришли за новыми благами. Лента хороша не столько сюжетом и моралите, сколько тем, как сделана. Авторы постарались максимально приблизить происходящее на экране сегодня к многовековому вчера. Все герои говорят на мертвом языке майя. Этот прием, передающий ментальность народа, уже встречался в истории Иисуса Христа, где кроме английского персонажи говорили на латыни и арамейском. Индейские придыхания и напевность переводятся через субтитры. Текста не много, читать простые предложения не слишком утомительно. Это второй фильм Гибсона, где он вслед за Кубриком с «Широко закрытыми глазами» отказывается от дубляжа для сохранения интонаций и эмоций, скрытых в речи. Пантеон тоже воспроизведен досконально. Женщины молятся Майяуэли о защите детей, жрецы протягивают пульсирующие сердца пленников к небу, к Кукулькану. Ритуалы жертвоприношения скопированы полностью с научных работ известных археологов. Во времена ацтеков и майя жертвы действительно выкрашивались синим мелом. Их заводили на священную пирамиду и вырезали сердце. На то, как Боги принимают кровь и силу умирающего, приходили смотреть целыми семьями, как на светское мероприятие. Легенда о том, как животные одарили человека своими самыми лучшими качествами, тоже существовала в фольклоре ацтеков и других южноамериканских племен, в нескольких вариантах. Художественно шрамированная кожа и затейливые татуировки героев копировались с мумий в национальном музее. В одном из интервью Гибсон сообщил, что при подготовке к съемкам художники выезжали на археологические раскопки в Южную Америку и срисовывали знаки со стен древних жилищ, чтобы потом перенести их на декорации. Также авторам пришлось досконально изучить архитектурные приемы доисторических мастеров, чтобы имитировать строительство зданий. Практически все из 40 актеров, сыгравших основных персонажей, появились на экране впервые. Это мексиканские и индейские начинающие артисты, которые не известны даже в своей стране, не говоря уже про мировой кинематограф. Незатертость лиц позволяет представить, что они действительно вышли из джунглей. Идея «Апокалипсиса» масштабна, подход серьезен, бюджет велик ($40 млн.), однако идеальным фильм назвать трудно. Потому что на фоне девственной бурной флоры, первобытной мистичности голливудские штучки смотрятся особенно пошло. Хороших персонажей отличить от плохих просто. Их выдают позитив, зашифрованный в татуировках, и крепкие белые зубы. Злодеев по принципу толкинских гоблинов заковали в агрессивные ожерелья из человеческих костей, потратили килограммы грима на зубы. Шутки-прибаутки, практикующиеся в племени майя, уместны в студенческом общежитии. Предложить большому, но неумелому в любовных утехах другу натереть причинное место жгучими растениями перед встречей с супругой - это «Американский пирог». Сказать этому несчастному, что от бесплодия помогают сырые яйца тапира, и хохотать, когда он доверчиво их ест, - в духе молодежных третьесортных комедий. По сути, Мел Гибсон снял не плохое художественное кино, а хороший научно-популярный фильм. ЗРИТЕЛЬСКОЕ ЖЮРИ Роман: «Майя по современным представлениям «закончились» как цивилизация примерно в середине X века нашей эры (идут споры, что с ними случилось, но строить они перестали именно тогда). И ни с какими конкистадорами, фигурирующими в фильме, встретиться не могли. Тогда зачем майя? Почему не тольтеки, инки, ацтеки? Остается загадкой. В кадре, кстати, слово «майя» не произносится». Ольга: «Что будет с вами завтра, если, выйдя вечером из дома, вы увидите над собой тройку космических кораблей с пришельцами? Вот примерно такой же вопрос встал в конце перед героем». Игорь: «Я очень внимательно смотрел фильм и слушал речь героев, такое ощущение, что в ней были слова, которые очень похожи на русский язык. Может, совпадение, а может...» ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ l Набрать актеров для «Апокалипсиса» Мелу Гибсону помогла работа над тремя частями «Безумного Макса». Тогда он познакомился со многими мексиканскими актерами-индейцами, которые оказались большими поклонниками его творчества. l Ожидалось, что в США кино вызовет скандал. Так как косвенно говорит о том, что выходцы из Старого света уничтожили коренную цивилизацию на американском континенте. Однако большее нарекание общественности получили натуралистичные сцены убийств, жертвоприношения и охоты. l Вождя Каменное Небо играл актер, которого в современном мире зовут Моррис Голова Желтой Птицы. А его сына Лапу Ягуара - профессиональный танцор пау-вау Руди Молодая Кровь. Есть среди снявшихся и Джонатан Пивовар.