Корректировки в главу 19 Налогового кодекса внесены Федеральным законом N 137 от 27.07.2006. Более подробно о нововведениях в интервью «АП» рассказывает начальник отдела налогового аудита Управления ФНС России по Амурской области Виталий Чуб. - Виталий Геннадьевич, что понимается в законодательстве под ненормативным актом налоговых органов? - Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Акт выездной или камеральной налоговой проверки не относится к числу документов, которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган в порядке главы 19 Налогового кодекса РФ. - С чем связаны изменения досудебного обжалования? - Изменения порядка досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов обусловлены внесением изменений в порядок реализации результатов мероприятий налогового контроля. Так, в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса РФ (здесь и далее положения Налогового кодекса РФ рассматриваются в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 года. - прим. авт.) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в этом, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов камеральной или выездной налоговой проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. В случае подачи апелляционной жалобы, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса, указанное решение действует со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом. Согласно положениям статьи 101.3 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе подлежит исполнению со дня его вступления в силу. - Как обжаловать решение налоговиков? - В соответствии со статьей 139 Налогового кодекса РФ апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе) может быть подана налогоплательщиком до момента вступления в силу обжалуемого решения. То есть в течение 10 дней с момента получения документа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов камеральной или выездной налоговой проверки. Апелляция подается в письменной форме в вынесший это решение налоговый орган. У нас это межрайонная инспекция, которая обязана в течение трех дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, т. е. в Управление ФНС России по Амурской области. Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана налогоплательщиком в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Ее также нужно оформить письменно в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС России по Амурской области). По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение вступившего в силу обжалуемого решения. - Порядок обжалования налогоплательщиком действий или бездействия должностных лиц налогового органа в 2007 году остался прежним? - В основном порядок обжалования налогоплательщиками иных актов налогового органа ненормативного характера (то есть за исключением решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенных руководителем (заместителем руководителя) налогового органа), действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов не изменился. Налогоплательщик по-прежнему вправе подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Если срок подачи жалобы упущен по уважительной причине, то по заявлению его можно восстановить соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. В случаях отсутствия заявления и уважительных причин жалоба будет оставлена без рассмотрения. Кроме этого, не подлежит рассмотрению жалоба, которая не подписана налогоплательщиком, его законным либо уполномоченным представителем, при этом автограф уполномоченного представителя должен быть подтвержден надлежащей доверенностью. Как установлено статьей 140 Налогового кодекса РФ, решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Нововведением является то, что указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.