Зимней жары, как обещал главный рекламный слоган проекта, в кинотеатрах не случилось, а вот столпотворение вышло порядочное. Во многом этому способствовали молодые звезды из «Девятой роты» и, как ни странно, актерский дебют темнокожего рэпера Тимати. Времена и нравы, господа. Почти первый фильм года Молодежной комедии в чистом голливудском виде (а-ля «Американский пирог» и т. п.) в России не существует и существовать не может. Наш творец всегда устремляется за несколькими зайцами, не замечая, что ненароком обронил по дороге. Так вышло и с «Жарой», которую сам продюсер Федор Бондарчук определял не иначе как фильм, который не претендует ни на что. Ни на что - значит и на произведение искусства в том числе. Федор Сергеевич покривил душой - чего-чего, а претензий «Жаре» не занимать. Здесь вам и проблема поиска себя, и несчастная/счастливая любовь, и юмор, и плохой юмор, и полчища звезд российского кино, и еще много-много всего. Зачем все это стащили в одну кучу и чего добились -другой вопрос. Без претензий на «первый, второй, расчет окончен» фильм года тоже никуда. Особенно на фоне сомнительного «Волкодава», которого ждали с нетерпением разве что самые что ни на есть продвинутые фанаты книг Марии Семеновой, способные отличить, то ли он из рода Серых Псов, то ли из созвездия Гончих. Таким образом, именно «Жара» стала первой отечественной премьерой 2007 года, и если принцип первого блина вообще работает, то это тот самый случай. Ну и, конечно же, «Питер FM» не давал покоя москвичам. И еще «Прогулка». В Питере, значит, может произойти вот эта вот романтическая беготня-белиберда, да так, чтоб вся страна умилилась и захлопала, а в столице нет? Может и в столице. Но навязчивое ощущение, что в Москве все-таки очень, очень много денег (больше, чем во всей немытой России), при просмотре фильма превращается в уверенность, что их там просто некуда девать. Разве что быстро и с размахом потратить на «ни на что не претендующий фильм». Что вы, что вы, бюджет «Жа-ры» - всего один миллион 700 тысяч долларов. По голливудским меркам этого даже на клип Бритни не хватит. Только не стоит забывать о рекламной кампании длиной в добрых полгода, а то и больше, об актерах вроде жены режиссера и жены продюсера, друзей режиссера и друзей продюсера и т. д. А Тимати, по-моему, еще и нехило приплатил за такой крутой пиар. Потому что в актерском мастерстве он, мягко говоря, не Роберт Де Ниро и даже не Сандра Баллок. Что мы получаем? Вполне себе положительный фильм, лишенный стандартного молодежного «мяса», и даже не пошлый, с приятными актерами в главных ролях (кто не любит Алексея Чадова, немедленно покиньте здание кинотеатра), но что-то тут все-таки не так. Попробуем разобраться что. Молодым у нас — одна дорога Сюжет «Жары» не вызывает гневных всхлипов. Добрая такая, как говорится, «смешная и немного грустная» история со счастливым концом. Преодолевая дурацкие трудности, четверо друзей, разлученных волей не менее дурацкой судьбы, все равно встречаются на перепутье. А то, что перепутье расположено в отделении милиции, так это ведь российская молодежь, а не какие-нибудь там юные бельгийцы-швейцарцы. На чем стоим. Начали в кабаке - закончили в участке. По дороге успели - загибаем пальцы - напиться, покурить марихуаны (все-таки Тимати), подраться, влюбиться и немного поработать. При этом не совершив ни одного серьезного преступления - да-да, никого не застрелили и даже толком не побили! В конце все довольные расходятся по домам, в том числе и зрители. Не чувствуется особого раздражения, зато есть над чем повеселиться. Например, история начинающего актера Артура на самом деле смешная и была бы вообще на пять, если бы не Верник и Пореченков, которые явно зашли на съемочную площадку поболтать с Бондарчуком и заодно зачем-то снялись в фильме. Некоторая натянутость, на которую не стоит обращать внимания, присутствует от начала и до конца, но в целом все вполне гармонично, особенно если купить пива и смотреть кино, а не подсчитывать чужие недочеты. В конце концов это - сказка, максимально приближенная к реальным событиям, и не зря ее премьеру назначили на новогодние праздники, когда в воздухе витает легкий призрак волшебства. И вообще сюжет очень даже насыщен. Поцелуи под проливным дождем с непременным сгибанием в колене стройной девичьей ножки - есть. Околофилософские беседы молодых парней с разным цветом кожи, социальным статусом и вообще разными судьбами о поисках себя в этом мире - имеются. Запоздалые проявления настоящей мужской дружбы и помято выглядящего джентльменства тоже в наличии. В качестве приправы - неплохие натурные съемки столицы, живущей своей жизнью и не обращающей внимания на съемочную группу. А также шутки, смех, веселье и безграничный позитив, который если и не удался создателям фильма, то, по крайней мере, был запланирован. Все наладится Впрочем, иногда возникает острейшее чувство обиды за самого себя. Режиссер Резо Гигинейшвили, конечно, молод и амбициозен, но ведь направляющая-то рука Федора Бондарчука опытна и, если можно так выразиться, далеко не глупа. Предсказуемость и бесхитростность сюжета просто ужасают. Приходит парень из армии - значит девушка его не ждет, а мама с папой и бабушкой ждут не дождутся. Ушел один друг из кафе и не вернулся - уйдут еще двое, несомненно, останется один, а встретятся все в конце, и это будет четыре истории. Не говоря уже обо всех этих безнадежно устаревших приемчиках, когда, казалось бы, совершенно несвязанные и проходные персонажи оказываются родственниками, сослуживцами и просто старыми друзьями. Надоело уже. Очень много непонятного. Зачем Чадов, Смольянинов и Крюков, бывшие герои «Девятой роты», играют в «Жаре» точно так же, если это уже не те парни? Приказ продюсера? Нет, с одной стороны, вроде как и неплохой ход, альтернативная жизнь, счастливый исход, все в порядке. Но из образов-то выйти пора. А то так и выходит, что в «Жаре» дембель-моряк Леша - наивный слабенький Воробей, мажор и циник Костя - красавчик-романтик Джоконда, а верящий в собственные силы добряк Артур - интернатовец Лютый. Плюс дружище и одноклассник Тимати. С ума можно сойти. Нельзя не заметить и абсолютную, непростительную небрежность в изображении вышеупомянутой сказки. Столица все-таки, не пригород Шимановска. Что, в Москве один обезьянник и один таксист? Нет? Ну так пораскиньте, поводите карандашиком по бумаге и подумайте, чего это в мегаполисе все в одно невзрачное такси с шашечками лезут, как все в одном отделении оказались, чтобы было видно, что здесь был труд. Настоящий труд талантливых людей, а не комикс про черепашек ниндзя. Фильм переполнен стереотипами, причем иногда очень странными: скинхеды - кретины, девушки - красавицы, милиционеры - склонные к эстетизму балагуры (вот это очень странно). И если бы не вежливое разъяснение в самом начале, никто бы и не понял вовсе, почему, собственно, «Жара» - лето как лето. Ничего особенного. Все это не злит. Все это в очередной раз доказывает, что к зрителю можно относиться по-разному. Можно, как Алексей Учитель и Оксана Бычкова, - честно, трогательно и, что самое главное, с уважением. Чтобы зритель - что характерно, молодой, требовательный и всеядный одновременно - четко ощущал, что какие-то совершенно неизвестные ему люди, которых он, скорее всего, и не увидит-то никогда, парой слов не перекинется, работали, творили не только для себя, но и для него. На самом-то деле и «Прогулка», и «Питер FM» далеко не шедевры, откуда ни посмотри. А жить от них становится приятнее, что ли? Так что если расценивать «Жару» как московский ответ вышеупомянутым фильмам, то вывод напрашивается сам собой: ответ надо было получше и, главное, подольше обдумать. Иногда кажется, что сроки съемок были сжаты до предела, отсюда родом и многие недостатки. Поэтому предпочтительнее смотреть фильм как не самое плохое кино про хороших, дружных парней в большом, но тесном городе, в котором потеряться так же легко, как и встретиться. Все наладится - чего же тут, спрашивается, брюзжать и негодовать. Радоваться надо. ФАКТЫ О ФИЛЬМЕ l Имена главных героев совпадают с именами актеров. l Анастасия Кочеткова, исполняющая роль девушки с фотоаппаратом, является женой режиссера фильма Резо Гигинеишвили. l Роль-камео продавщицы в магазине мужских костюмов исполнила жена Федора Бондарчука. l Познакомившись на съемках фильма Агния Дитковските и Алексей Чадов продолжили близкие отношения и в реальной жизни.