Эксперимент пройдет в Свободном, Зее, Тынде, Архаринском, Октябрьском, Ромненском районах и в поселке Углегорск. Экспериментальный переход территорий на отраслевую систему оплаты труда основан на опыте Тюменской, Пензенской, Самарской областей, Чувашской Республики и Санкт-Петербурга. Аналогичные программы с первого сентября минувшего года работают в Хабаровском крае и Республике Саха (Якутия), а в этом году их внедрят и в других регионах. По словам начальника областного департамента образования Олега Лапицкого, предложения департамента согласованы с территориями. - Эта реформа направлена на повышение результативности образовательного процесса, - уверен Олег Лапицкий. - Внедрение отраслевой системы оплаты труда позволит реально увеличить доходы учителей. Государство не выделяет достаточно средств на эти цели, а чтобы повысить качество амурского образования, нужно в первую очередь обеспечить достойную оплату учительского труда. При этом федеральные власти замечают, что денег, выделяемых из центра, достаточно, их просто неэффективно используют. Кроме того, в столице считают, что зарплату можно поднять за счет внутренних резервов самих школ Первыми шагами в этом направлении, по словам заместителя губернатора Сергея Степанова, станет оптимизация образовательной системы, штатного расписания и переход на пятидневку. Освободившиеся при этом деньги пойдут в эти же школы, на что их потратить - решать администрации учебного заведения. Главной измерительной единицей станет так называемый «ученико-час». Например, если в классе 14 учеников, то педагог получит деньги за каждого, плюс ему полагается оплата за проведенный урок, надбавки за разные консультации и факультативы и работу с отстающими. Пилотные школы откажутся от единой тарифной сетки, нижняя граница оплаты будет равна средней заработной плате по области, это порядка 4 тысяч рублей. Зарплата педагога теперь будет зависеть не только от нагрузки, но и от результативности работы. Стимулом станет 30-процентная доплата за качество. Оно будет определяться по нескольким показателям, в том числе по проверке тетрадей, участию в олимпиадах, подготовке и успешной сдаче ЕГЭ и других экзаменов, работе с родителями. В прошлые годы рост заработной платы педагогов составлял 11%, а в 2006 году учителя стали получать уже на 18% больше. К примеру, в городе специалист первой квалификационной группы со ставкой 18 часов получает всего 4 тысячи. Вовсе не секрет: чтобы заработать хотя бы 8 тысяч, учителю приходится брать полторы, две ставки. Нагрузка это существенная, и результат такого преподавания порой оставляет желать лучшего. Для сравнения: в Тюменской области средняя зарплата учителя колеблется от 10 до 20 тысяч. - Главное, не уменьшая финансирования, максимально эффективно оптимизировать образовательную систему Приамурья. При этом объемы средств для сельских школ не будут зависеть от количества детей в классе. Кадровые перестановки в школах, безусловно, будут, но незначительные. Под сокращение попадут ставки, а не люди, - уточнил Сергей Степанов. К тому же, по словам начальника областного департамента образования Олега Лапицкого, при сельских школах можно создавать интернаты, чтобы ученики жили при альма-матер. В области уже действуют 13 «домашних» школ, в которых живут порядка 250 ребят. Еще одна на 198 учеников строится в селе Новогеоргиевка Шимановского района. Амурские педагоги относятся к реформе по-разному. Кто-то скептически и даже с опаской. К примеру, в Свободном, по словам исполняющей обязанности начальника городского управления образования Альбины Сторожевой, соответствующая бумага еще не подписана. Однако большинство учителей понимают, что она нужна. Школы, так или иначе, объединяются, идет так называемый процесс оптимизации. Важнейшим моментом, считают педагоги, станет повышение заработной платы и совершенствование всей системы обучения. К тому же область, внедрив у себя систему нормативного подушевого финансирования школ и изменив систему оплаты труда в них, а также успешно «сдав» ЕГЭ, сможет на федеральном уровне успешно защитить программу «Комплексная модернизация амурского образования» и дополнительно получить на «учебу» 300 миллионов рублей.