На перископной высоте

Пернатый исполин, вываливающий из обычного деревенского курятника,  зрелище не для слабонервных. Это выглядит не столько страшно, сколько неожиданно. Черную африканскую страусиху со звучным, исконно русским именем Глафира мало смущает собственное африканское происхождение на фоне заснеженных крыш и 33-градусной отметки, которую днем показывает уличный термометр. Со стороны кажется, что за забором двора Жуковых курсирует подводная лодка  во всяком случае, издали голова Глафиры напоминает перископ. Время от времени перископ склоняется (!) за забор и ворует с головы прохожих спортивные шапки, особенно те, что с круглыми воланчиками наверху. Видимо, их удобнее хватать большим клювом, превосходящим по размерам пасть крупной овчарки.

Гулять страус может с обеда, после того как температура на улице немного поднимется, и до позднего вечера. Даже когда длиннющие ресницы на круглых проницательных глазах покрываются инеем, страусиха крайне неохотно отзывается на требования хозяев зайти в помещение. Птенцов на улицу выпускают нечасто, поэтому они все свое внимание устремляют на гостей, недостатка в которых Жуковы давно не испытывают. Пока Глафира примеривается к очередной жертве шапочного грабежа, молодежь пытается оторвать пуговицы от куртки фотокора «АП» и попробовать засунуть клюв в объектив фотоаппарата. Опытные зеваки, зная задорный характер страусихи, наблюдают за хитросплетениями ее жизни на почтительном расстоянии.

Самым интересным зрелищем являются импровизированный страусиный забег и танцы, которые Глашка устраивает каждый «выход в свет», то есть во время ежедневных прогулок. По звуку такая разминка несколько напоминает скачки табуна лошадей. Шутка ли, более 100 килограммов веса на двух крепких двупалых лапах, трамбующих почву под шум огромных хлопающих крыльев.

Вымышленная позиция

Главный вопрос, волнующий абсолютно всех зрителей: куда испугавшийся страус прячет голову, если земля (а соответственно, и песок) кругом промерзшая? Особо продвинутые предполагают: «В сугроб!» Однако, по словам Федора Жукова, страуса трудно чем-либо испугать. Никто пока не видел, чтобы он пытался воткнуть голову хотя бы в снег. Несмотря на то что мозг у страуса гораздо меньше, чем собственный глаз, птицу трудно обвинить в заурядности мышления.

 Они людей совсем не боятся и любопытные до ужаса,  признается Федор Жуков. —  Палец в рот не клади, дай что-нибудь ущипнуть. Приходится постоянно ревизию во дворе проводить, чтобы гвоздь какой не завалялся. Болт на десять спокойно проглотить может, а кусается не больно, видимо больше для острастки клюв разевает и шипит. Хотя, если честно, была у меня возможность ощутить на себе их силу. Когда привез птенцов, стал им перегородку из досок делать. Глафира за спиной стояла и все норовила за молоток ухватить. Я ее один раз отодвинул, второй, а на третий толкнул. Она мне такого пинка дала, что я в ясли завалился.

Страусы свой рост и внушительные размеры всерьез считают главным преимуществом перед противником. Склонность к подчинению эти птицы проявляют только перед теми, кто выше ростом. Поэтому, чтобы диктовать Глафире свои условия, приходится надевать меховую шапку на длинный шест и ходить с ней по двору. Только тогда она выражает почтительное отношение к окружающим. Так что страусиная позиция в традиционном понимании не более чем вымысел.

По подсчетам Федора, через год Глашка должна начать нести яйца — тогда можно будет думать о разведении страусов на собственной территории. Хоть высиживать она их в неволе, скорее всего, будет неохотно, но для этого уже давно изобретены специальные инкубаторы. Так что отступать некуда, тем более что опыт у страусовода из Новокиевского Увала хоть и немного печальный, но все же есть.

Вопреки стабильности

В 2005 году выпускник ДальГАУ, молодой специалист ветеринарной станции Новокиевского Увала Федор Жуков еще не видел перед собой глобальной цели, которой можно было посвятить свою жизнь и бьющую ключом энергию. Пить водку, как это делают многие сверстники, как-то не хотелось: дома молодая жена, дочь растет, родители люди интеллигентные, мать  частный предприниматель, отец тоже ветеринар. Стабильность в жизни есть, но чего-то не хватает, решил однажды Федор, перелистывая ведомственный журнал из подписки ветеринарной станции. После прочтения одной из статей, посвященных жизни страусов, жизнь в доме Жуковых перестала быть размеренной. Глава семейства, Михаил Федорович, затее отпрыска, конечно, удивился, но в итоге махнул рукой. Дескать, взрослый уже, голова на плечах есть, вот пусть и думает. Дольше всех сопротивлялась мама. Тамара Викторовна до последнего не верила в реалистичность идеи сына. Лишь не найдя поддержки у невестки и приняв во внимание железные аргументы сына, руководитель семейного женсовета сдалась.

 Он упорный, как его страусы,  смеется Тамара Жукова.  — Если загорелся, то уже ничем не остановить. Мы сначала словам сына серьезного значения не придали. Подумаешь, пришел с работы и заявил, что будет страусов разводить. Посмеялись, но не забыли. Федор включил компьютер, распечатал массу материалов про страусоводство, и мы целую неделю едва ли не хором их читали. Я намного позже поняла, что дело движется к развязке. Кинулась к невестке за поддержкой, а Света мне в ответ: «Мама, пусть он попробует, а вдруг получится». Сын вдогонку заявляет: «Мне заниматься нечем, я водку не пью, наркотиками не балуюсь, поэтому буду создавать страусиную ферму». Ну что на это можно сказать? Была последняя надежда, что банк ему ссуду не даст. Все-таки вуз только окончил, работать толком не начал. А Федор сумел махом 100 тысяч получить и за три дня в Москву съездил. С настоящими страусятами приехал, целых семь штук в клетке сидело.

Трудности перевозки

Молниеносную доставку страусов из столицы в Новокиевский Увал трудно назвать выходкой, капризом или блажью молодого ветеринара. Тезка великого русского классика все продумал до мелочей. Сначала были звонок и консультация с разводчиками страусов из Хабаровского края (оказывается, там давно пытаются организовать страусиную ферму). Потом  выбор транспортного средства и сам рывок в Москву. Там расположена самая крупная отечественная ферма по разведению африканских пернатых.

— Времени на разглядывание столицы не было,  честно говорит Федор.  Дорога для любой птицы  это всегда стресс, во время которого она не ест. Птенцы могли погибнуть от банального недоедания. Поэтому расчет делался только на самолет. Если у меня в столичном аэропорту люди просили разрешения сфотографироваться со страусятами, можете представить, что творилось в Благовещенске, когда я высадился со своим багажом?

По признанию Федора, дорога хоть и заняла всего несколько часов, отняла массу нервов. Исключения для страусов никто делать не стал, и они полетели в багажном отделении.

Несмотря на потрясения, связанные с перевозкой, страусята оклемались довольно быстро. Существенное отличие климата в жаркой саванне от мазановской зимы на поверку оказалось не столь важным. Главное, что уяснил для себя амурский страусоразводчик,  вырастить птиц. Наиболее уязвимыми птенцы остаются до достижения трехмесячного возраста. Потом можно перестать сдувать с них пылинки, тем более что страус  птица выносливая. К примеру, на исторической родине он легко переносит резкие перепады температур от +40 до -10 градусов. По информации из Интернета, страус хоть и африканский, но вполне комфортно себя чувствует в неотапливаемом помещении. Конечно, это самое неотапливаемое помещение в Москве и Новокиевском Увале две абсолютно разные вещи, но риск, как говорится, дело благородное. К сожалению, первый опыт оказался удачным лишь отчасти.

Первый блин

Еще тогда, после прибытия в прямом смысле слова великолепной семерки, разногласия в семье Жуковых закончились. Птицу поднимали всем миром, даже маленькая дочь Ксения взялась за пропаганду страусоводства в своей ясельной группе детского сада, доставив туда букет из страусиных перьев. Единственный, кто время от времени до сих пор может поворчать и предложить отсечь птицам головы, остается отец. Однако бурчание Михаила Федоровича остальные Жуковы воспринимают со значительной долей юмора.

 Спрашиваешь: «Где отец?», а мне отвечают, что он со страусами возится,  продолжает вспоминать Тамара Жукова.  Все лето только и слышно было, как он ножом на кухне им то траву, то капусту, то яблоки рубит.

Птенцов, прибывших в первой партии, сначала поселили на домашней кухне. Когда через несколько месяцев они перестали там помещаться (при правильном кормлении страусята могут набирать до 200 граммов в сутки), семейный совет решил начать переселение. Наихудшие опасения оправдались очень быстро. Самой стойкой оказалась Глафира, остальные замерзли. Это хоть и трагичный, но крайне богатый опыт. Главное, что Федор и другие домочадцы не упали духом. Пол в сарае утеплили, поставили обогреватель и постелили толстый слой сена.

В начале августа 2006 года Жуков младший заказал родственнику привезти еще троих недельных цыплят. Середина зимы, а новоселы на условия не жалуются. Это они сейчас соседствуют рядом с Глафирой. Страусиха пока не проявляет материнских инстинктов, но время от времени просовывает свою длинную шею в щель между досками, наблюдая за молодежью. Судя по любопытству, одиночество ей тоже не в радость. Жуковым остается постоянно следить, чтобы любознательный страусиный нос (вернее, клюв) вместе с длинной шеей нигде не застрял. Рассчитывается буквально все, даже размер ширины досок в заборе и расстояние между ними.

Яичница на три семьи

По мнению новоиспеченных страусоводов, сегодня необходимо набраться терпения. Страусы не могут начать приносить относительно сиюминутный доход, хотя бы такой, как куры. Нести яйца самка начинает в полутора  двухлетнем возрасте, самцы достигают половозрелости в два  два с половиной года. Для максимальной отдачи необходимо создавать семьи из расчета один самец на две самки. Тогда от одной ячейки страусиного общества можно ожидать до 80 яиц в год, каждым из которых можно накормить десять человек. По словам Федора Жукова, перед желающими отведать яйцо страуса может возникнуть несколько вполне решаемых проблем. Яичницу придется жарить как минимум в тазике, а любителям яиц «вкрутую» придется ждать полтора часа  столько времени потребуется для варки. Но зато, как говорят гурманы, потом пальчики оближешь.

Что касается мяса, то вес и рост главной достопримечательности Мазановского района сегодня далеко не показатель. Страусиха Глаша, по мнению хозяев, пока весит около 120 килограммов, через год в ней будет килограммов на 30 больше. Максимальный вес самца может достигать 180 килограммов. Со сбытом мяса будущие фермеры особых проблем не видят — желающие отведать наверняка найдутся, если учесть, что страусятиной балуется практически вся Европа. А в московских ресторанах килограмм мяса африканской птицы стоит около пятисот рублей, ливера  200, также в производство идут жир и кости. Для сравнения: сдача коровы на мясо в Благовещенске позволит ее хозяину выручить всего 15 тысяч рублей. Кстати, в мясе страуса практически нет холестерина, что немаловажно для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Самым ценным продуктом страусоводства считается кожа, которая по своим качествам превосходит шкуру слонов и крокодилов и в мокросоленом виде может оцениваться в 100 долларов. Это все перспектива далекого, но уже вполне осязаемого будущего, когда будет создано самое настоящее поголовье.

Если нынешняя зима окажется для мазановских страусов более успешной, чем предыдущая, то летом ожидается очередное пополнение из Москвы. После того как возле страусиного сарая появится более просторное и приспособленное теплое помещение, Жуковы намерены увеличить вольер для выгула. На очереди покупка инкубатора. По убеждениям опытных страусоводов из Тверской, Орловской, Московской и других областей нашей необъятной Родины, в хороших условиях самка может дать до 60 птенцов за сезон.

Страусиное меню

В еде черные страусы оказались непривередливы и прекрасно обходятся без традиционных африканских разносолов и бананов. В день Глафира и птенцы съедают два, а то и три ведра мелкорубленого сена вперемежку с кашей из ячменя или пшеницы, а летом охотно жуют зеленую траву. В ежедневном рационе присутствуют две большие кружки комбикорма, измельченная капуста, а на десерт перепадают яблоки. Еще диетологи советуют давать страусам кукурузу. Так что составление меню для постояльцев у хозяев особой головной боли не вызывает.

Односельчане, вопреки ожиданиям, отнеслись к новациям семьи Жуковых с пониманием. Во всяком случае, открыто свое отрицательное мнение никто не выказывал. Более того, прознав, что на мазановских просторах разгуливают страусы, в доме не прекращаются звонки из хозяйств других районов. Фермеры интересуются перспективами страусоводства в Приамурье. Говорить о каких-либо серьезных достижениях Федор с отцом пока не решаются: не один год пройдет, пока станут видны результаты. Воодушевляет пока то, что, помимо праздных зевак, в дом Жуковых зачастили делегации от районных властей и соседей. Говорят, даже из банка наведывались. Кто знает, может, страусоводство станет кредитуемым наравне с другими видами животноводства и птицеводства.

Ветер в паруса

 Если честно, то на местном уровне серьезной проработкой вопроса о развитии страусоводства в Амурской области пока никто не занимался,  рассказал «АП» начальник отдела животноводства областного департамента АПК Владимир Михалев.  Сегодня это выглядит как экзотика, а у нас есть вопросы более земные и реальные. Однако хочу напомнить, что в приоритетном нацпроекте «Развитие АПК» есть такое направление, как «Ускоренное развитие животноводства». Разведение страусов в этом разделе с полным правом отнесено к животноводству. Поэтому если мазановские энтузиасты смогут поставить это дело на серьезный деловой лад, то мешать им никто не имеет права.

Более того, при соблюдении рядовых процедур и выполнении необходимых условий, мне кажется, нет оснований отказать им в получении кредита по системе агролизинга или ссуды на развитие личного подсобного хозяйства. Главное, что требуется от этих людей, как и от других соискателей помощи,  это обоснование собственной финансовой состоятельности и экономических возможностей возврата кредита. Одним словом, если страусы будут приносить доход и люди смогут расплатиться, то ветер им в паруса и всяческих успехов.