Любимая работа - Анатолий Васильевич, в телефонном разговоре вы сказали, что секрет успеха можно раскрыть в трех словах: работа, работа и еще раз работа. Но для того чтобы дело было успешным, нужно его любить? - А для меня всякая работа любимая. Есть люди, которые работают для того, чтобы потом получать удовольствие от отдыха. А я работаю, потому что получаю от этого удовольствие, особенно если это дает видимые результаты. Я больше 20 лет занимался преподавательской деятельностью и не жалею, что расстался с ней. Поскольку там результат был не налицо. А сейчас я вижу, как задуманное реализовывается. - Вам тяжело дался переход с преподавательской деятельности в бизнес? - Поменять сферу деятельности нетрудно, потому что было много общественной, организационной работы. Сложнее оказалось организовать свое дело. Столкнулся с проблемой привлечения финансовых средств, создания команды единомышленников. - Чтобы быть руководителем, нужно обладать определенными качествами. Вы развивали их в себе, приобрели с опытом или это природный дар? - Многое зависит от семьи, от родителей, которые учили тому, что любой труд почетен. И если ты что-то делаешь, то делай это хорошо. Я помню, как моя мама учила меня полы мыть. И я мыл, а она проверяла и заставляла перемывать. Родители научили меня работать. И большое им спасибо. Дальше важно другое: если цель поставил - надо ее реализовать. И конечно, если ты хочешь разобраться в каких-то вопросах, значит, учись. Не знаешь сам - спроси у другого, постоянно занимайся самообразованием. Не просто так у меня на столе лежит журнал «Генеральный директор». От выставки к «Амурской ярмарке» - «Амурская ярмарка» была основана 15 лет назад в первую очередь для проведения выставок-ярмарок, а потом уже как торговый центр, можно так сказать? - Можно. Дело в том, что мы начинали проведение мероприятий еще не будучи акционерным обществом. 17 июля 1992 года провели первую амурскую ярмарку. Это было заметное событие для области. Аналогичных мероприятий тогда не проводил никто, а потребность в них была. Эта ярмарка с участием международных фирм удалась. И возникла идея работу из общественной перевести на профессиональную основу. Так, в конце декабря 1992 года и появилось акционерное общество «Амурская ярмарка». - Как в дальнейшем «Амурская ярмарка» превратилась в торговый комплекс? - Дело в том, что Благовещенск - город небольшой. Здесь невозможно проводить ярмарки ежемесячно, как это делается в Москве, Санкт-Петербурге. Даже квартально проводить проблематично. Когда мы начинали, были жуткие ситуации с транспортным обеспечением, неделями могли не летать самолеты. А ярмарочный центр должен быть в городе, где очень хорошо налажено транспортное обеспечение. Это аксиома. Поэтому мы, в Благовещенске, отдавали себе отчет в том, что лучшее место для проведения ярмарок на Дальнем Востоке - это Хабаровск. Хотя у нас и приграничный город, который имеет перспективу проведения ярмарок российско-китайских. Проводя изредка только ярмарочные мероприятия, фирма существовать не может. Она себя «поедает». Мы стали искать варианты для того, чтобы развиваться. И пошли по пути создания постоянно действующей торговой ярмарки. Сначала создали просто зал, где стали торговать желающие предприниматели, а мы им обеспечивали привлекательные условия. Мы были первыми в Благовещенске, кто начал эту работу. В 1993 году мы взяли в аренду зал в Доме офицеров, где 16 фирм начали заниматься торговлей. Это не было выставкой, эта была чистая торговля. Мы убедились, что дело пошло. С 1994 года мы получили право аренды на часть помещений в здании швейной фабрики. А когда это здание по частям выставлялось на аукцион, мы принимали участие и старались выкупать площади. Выкупили, но не все. Были проблемы с привлечением финансовых средств, мы использовали заемные средства, брали кредиты, тогда давали под 200 процентов. Вот так появился торговый комплекс, но, подчеркиваю, не центр - «Амурская ярмарка». - В чем разница в данном случае между торговым комплексом и центром? - Отличие в том, что торговый комплекс предоставляет комплекс услуг для потребителя: торговля, общественное питание, пошив и ремонт одежды, парикмахерские, салоны красоты и так далее. И мы получили впервые в области сертификат соответствия Госстандарта России именно торгового комплекса. - Третий и четвертый этажи здания, где располагается «Амурская ярмарка», принадлежат фирме «Бурхан». Как выстраиваются у вас отношения с этой фирмой, ведь, по сути, они работают под вашим брендом? - У нас товарищеские отношения. Мы соседи. Если надо что-то строить общее, мы строим совместно. Каждый из нас в этом заинтересован. Они хоть и начали позже нас, но работают хорошо, и, думаю, их деятельность не приводит к снижению популярности нашего бренда. Наша старушка - Сегодня в городе ведутся дискуссии по поводу того, что Благовещенск перенасыщен торговыми центрами... - Я думаю, в чем-то и мы здесь повинны. Потому что показали эффективность этой работы, и многие решили, что изобретать ничего не надо - двигайся по накатанному пути. Но дело в том, что есть принцип достаточности. И в Благовещенске этот принцип нарушен. У нас уже избыток торговых площадей. Судите сами: во Владивостоке на 1000 жителей приходится 487 квадратных метров торговой площади, в Москве - 523, а у нас - 566 (!). Так что мы рекордсмены не только на Дальнем Востоке. Это болезненная ситуация, особенно для арендодателей. Видно, что те торговые центры, которые имеются, наполняются с большим трудом, а ведь на подходе еще несколько... Это болезненно и для арендаторов, потому что размывается поток покупателей и падает оборот. Не случайно некоторые специалисты оценивают сложившуюся ситуацию как кризисную. - А за счет чего «Амурская ярмарка» остается популярным торговым центром? Это традиция или результат других действий? - Традиция должна быть живой, предполагающей систему деятельности. Это все продумано. У нас есть специальные службы, которые занимаются тем, чтобы создавать комфортные условия для работы, следят за качеством услуг. Мы жестко разговариваем с теми, кто не соответствует доброму имени, как нас еще называют, «наша старушка - «Амурская ярмарка». - Одним из шагов был переезд отделов в торговом комплексе по специализации... - Это было сделано для удобства. Создание таких блоков почти закончено. Хотя нам пришлось преодолевать инерцию наших предпринимателей: многие не понимали, как это я буду торговать рядом со своим конкурентом. Тогда было сопротивление, а сегодня все говорят спасибо. Неполитический союз - Анатолий Васильевич, вы являетесь и руководителем Союза предпринимателей Благовещенска. Мало слышно об этой организации, расскажите, чем занимаетесь. - Союз предпринимателей был создан 26 марта 1992 года. Собственно говоря, силами этой организации и была проведена первая амурская ярмарка. Союз предпринимателей - это не политическая организация, а сообщество бизнесменов, у которых разные цели. Потому под гребенку причесывать всех нельзя. Каждый решает конкретные вопросы, не теряя времени на болтовню. Первое - это борьба с налоговым гнетом нашего государства. Так, в Амурской области введение единого налога на вмененный налог не вызвало забастовок, потому что предприниматели вместе собирались здесь и вырабатывали предложения. Наше мнение учитывала власть при принятии решений. Другой вопрос - информирование о партнерстве, возможных связях. Занимались мы и проблемами поиска новых технологий: подсказывали, обучали людей. Лоббируем интересы предпринимателей в органах власти. Мы свою деятельность не афишируем, но предприниматели знают, куда прийти. И огромное значение с первого дня создания Союза предпринимателей получили различные благотворительные мероприятия. - Будучи знакомы со многими предпринимателями, кого бы вы могли привести в пример как успешного бизнесмена? - Они на виду. Вот, например, вырос на моих глазах и начинал работу на «Амурской ярмарке» Сережа Ситников, который вместе с женой организовал «Амурскую строительную ярмарку». Андрей Михайлович Землянский, который сегодня руководит фирмой «Интеграл», а начинал он с торговли конфетами у нас. Я могу перечислять многих предпринимателей. Например, благотворительная акция по созданию книг из серии «Благовещенск. Из века в век» появилась благодаря как раз им. - Инициатором этих книг выступили именно вы... - Я по образованию историк и неравнодушен к истории нашего города. Невежество наших людей потрясает. Но такими людей сделало время. Вот начали в школах преподавать историческое краеведение, и это замечательно. Раньше знали, что делалось в Гондурасе, а в родном крае - нет. И вот мы задумали эту серию. Генеральным инвестором стала «Амурская ярмарка» при участии других бизнесменов - Ситникова, Ивановой, Романовой и других. Эту работу мы продолжаем. И сейчас делаем книгу об улицах города, в задумках - издание о благотворительности в дореволюционное время.