О том, какие проблемы решают его специалисты, удалось ли добиться экономии бюджетных средств, работая в рамках ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», корреспондент «АП» беседует с главным врачом больницы Василием Лысенко и начальником не типичного для учреждения здравоохранения подразделения Татьяной Долговой. - Почему вы решили создать специализированный отдел, ведь многие учреждения поручают эту работу юристам или экономистам, так сказать, в качестве дополнительной нагрузки? - У нас очень большой ассортимент закупок: лекарства, оборудование, продукты питания, моющие средства, горюче-смазочные материалы. И список этот можно продолжать... Разнонаправленный характер закупок не позволяет нам делать это в рамках, скажем, экономического или юридического отдела. Объемы - многомиллионные. Кроме того, в рамках национального проекта только за счет родовых сертификатов мы за прошлый год заработали 10 млн. рублей. Естественно, эти средства тоже пошли на закупки расходных материалов и оборудования для родильного дома. Конкурсы стали многогранными, выходят за пределы Амурской области, в них теперь участвуют и представители других регионов. Мы должны со знанием дела определять необходимые параметры, и это, конечно, требует специализации. Иногда, чтобы составить документацию, уходил не один месяц, как это было с конкурсом по автономному электропитанию, где стоимость контракта составляла 15 миллионов рублей. Пришлось привлечь специалистов, провести не одну консультацию, прежде чем принять решение, что и проектные работы, и поставку оборудования, и монтаж лучше включить в один лот. - Итак, год работы по новому закону позади, что же в результате он принес, какие проблемы выявил? - Перед нашей встречей мы еще раз оглянулись назад, чтобы позиционировать себя в новых условиях. И пришли к выводу, что сегодня поставщики имеют по этому закону гораздо больше привилегий, чем мы. Практически ни один конкурс не прошел без каких-нибудь срывов - по срокам поставки или по качеству. Ни один! Кто бы в нем ни участвовал - поставщики продуктов питания, лекарств, оборудования. Многие поставщики просто врут (так и напишите!), лишь бы победить в конкурсе. А потом начинается переписка: «...мы не можем поставить в срок, у нас нет такого препарата, просим заменить». И пошло-поехало. Подключаются юристы, чтобы вывести недобросовестных поставщиков на чистую воду. Начинаются хождения по арбитражным судам и прочее. А у нас ведь процесс непрерывный, нам нельзя ни дня без лекарств. Вот и создаем переходящий запас на всякий случай. Недавно у нас прошел конкурс на дезинфицирующие средства - для больницы это очень важно. Ни одно наше лечебное подразделение не имеет права работать, пока не продезинфицируют инструменты, руки, помещения. Закупаем длинный перечень на миллион 300 тысяч рублей. Побеждает фирма, берет пакет документов (значит, соглашается на наши условия) и начинает переписку - а мы не можем поставить к назначенному сроку. А у нас заканчиваются средства, и мы не можем без них работать... Приходится перехватывать в пределах разрешенных 60 тысяч, но больницу при этом лихорадит, хотя со своей стороны мы все сделали заблаговременно. Поэтому уже сегодня встает вопрос об увеличении штата юристов и сотрудников отдела госзакупок. Три человека со все возрастающим объемом справляются уже с трудом. Они должны знать конъюнктуру рынка лекарственных препаратов, ГСМ, стройматериалов, отслеживать поставки - сроки и качество. - Таким образом, закон существенно усложнил вашу работу? - Безусловно! - Но экономия бюджетных средств все-таки есть? - Экономический эффект был виден лишь на первых порах. Теперь, когда поставщики поняли, как работать в рамках этого закона, он практически неощутим, если не сказать больше - затраты на его реализацию возрастают. Судите сами. Мы недавно провели конкурс на поставку лекарственных препаратов. Разница в предложенных ценах копеечная. А сколько потрачено времени, зарплата отдела, факсы, междугородные разговоры и прочее. Только на объявления в газете мы потратили около 120 тыс. рублей в год. Где и в чем экономия? Возможно, в масштабах страны она более ощутима. Или закон решает не только эту задачу, но и в определенной степени сдерживает рост цен, инфляцию. А у нас на месте складывается впечатление, что поставщики, работающие на амурском рынке, договорились, кто в каком секторе работает. Один - по расходным материалам, другой - по лекарствам и так далее. Иногда на этот рынок пытаются прорваться иногородние компании. - Но ведь в договорах предусматриваются штрафные санкции. - Да, в контрактах предусмотрена неустойка. Но получить ее опять же можно в результате арбитражных разбирательств, которые подчас тянутся до полугода. А работа тем временем не может останавливаться. У нас был большой конкурс на 10 млн. рублей по строительству теплотрассы. В числе участников был претендент, который явно сделал бы работу в тот срок, который мы указали. Но победителем становится его конкурент, который в прямом смысле сбил цену на полмиллиона рублей. Теплотрассу он до сих пор не сделал. Спрашивается, зачем шел на конкурс? А ему надо было взять этот объем работы. Полученная прибыль с лихвой перекроет те штрафные санкции, которые мы можем выставить по закону. - Скажите, а в реестр недобросовестных поставщиков вы хоть кого-нибудь записали? - На примете есть один поставщик медикаментов, но пока называть его не будем. Ведь и здесь существует определенная процедура, и сделать это не всегда просто. Хотя подчас бывает достаточно просто серьезного разговора. Например, директор известного хозяйства через полгода поставок сообщает, что не может поставлять мясо себе в убыток по 110 рублей, а контракт на год. Говорю ему: «Вот здесь в контракте твоя подпись стоит? Ты тогда согласился? Что же ты теперь хочешь? Если попадете в недобросовестные поставщики, то два года не сможете поставлять никому вообще». Вздыхает и находит возможность выполнять взятые обязательства.

Возрастная категория материалов: 18+