Кто виноват и что делать, не смогли бы сегодня сказать Ушинский и Песталоцци вместе взятые: времена розг и педагогик параллельного воздействия канули в Лету. «Убедительно прошу опубликовать это письмо, - просит читатель. - Наш сын учится в восьмом классе одной из школ Благовещенска. Учителя могут выгнать ученика с урока, если он опоздал. И ребенок 40 минут предоставлен сам себе. Когда я учился в школе, у нас этого не было. А сегодня учителя просто измываются над учениками, особенно если этот ученик им не нравится. В журнал ставят оценки не за знания, а за поведение. Если на уроке что-то не понял, у учителя можно не спрашивать. А спросишь - все, двойка обеспечена. Уже сейчас некоторые преподаватели говорят: тебе в 10-м классе нечего делать, все равно отчислят. Вам государство гарантирует только неполное среднее образование, а дальше - ваши проблемы. Получается, учителя не дают никаких знаний: пришли на урок, отчитали свой предмет, а усвоили его дети или нет, неважно. Двойку поставили, и все». Подобных примеров, к сожалению, можно привести не-мало. Младшую дочку знакомых учительница начальных классов невзлюбила сразу: на ребенка, научившегося писать и читать с пяти лет, тройки сыпались как из рога изобилия. Пока мама не изобрела тонкий дипломатический ход: проникновенно глядя в глаза непримиримой МарьИванне, попросила уделять ребенку немного дополнительного времени. Просьбу подкреплял учебник с вложенной туда купюрой. Неприязнь улетучилась сама собой. Спору нет. Далеко не всегда сеятелям разумного, доброго, вечного хватает такта, терпения и мастерства, чтобы сдержать эмоции, вызванные маленькой зарплатой или домашними неурядицами. - Факты, которые приводит ваш читатель, недопустимы, - категорично отреагировала на звонок «АП» заместитель начальника управления образования Благовещенска Зоя Николаева. - Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока ни за опоздание, ни за плохое поведение - это однозначно. Как и угрожать отчислением. И если ситуация действительно столь серьезна, она требует немедленного разбирательства. Но... давайте посмотрим на проблему, описанную читателем, с другой стороны. А так ли объективен этот родитель? Почему ребенок опаздывает? И если ему ставят двойку за поведение, почему он так себя ведет? Вероятно, сам ребенок не столь благополучен. И, наверное, это сигнал, что родителям стоит обратить более пристальное внимание на воспитание. И эти аргументы не лишены оснований. По наблюдениям социологов, сегодня 75 процентов детей можно отнести в разряд трудноуправляемых. Продвинутое поколение Next и Pepsi зачастую оттягивается на уроках на всю катушку, испытывая учителя на прочность. А иной раз и откровенно провоцируя: все равно ничего не будет, ведь учитель не имеет права... К слову, одна из школ как-то исключила из своих рядов десятиклассника - обложил классного руководителя русским слэнгом. За вполне справедливое замечание, между прочим. «Скажите, откуда такое бездушие у учителей? Куда обращаться, если ребенка травят, а директор поддерживает педагогов? У нашей соседки третьеклассника в 11-й школе учитель довел до нер-вного срыва, а директор посчитал, что все правильно. Но ведь не может так быть, чтобы только ребенок был виноват. Кто должен ответить за это издевательство?» - настаивают родители. - На самом деле у детей сегодня гораздо больше прав, чем у учителя, просто не все их знают! - комментирует ситуацию Татьяна Семеновна, дипломированный психолог с приличным школьным стажем. - А ведь во многих школах есть так называемый кодекс учителя, ученика и родителей, где все подробно расписано. Кстати, в нашей школе за «изгнание» с урока спрашивали очень жестко. Если директор увидит, что школьник гуляет, учителя на педсовете по стенке размажут. Наверное, это правильно. А если с ним во время вынужденного прогула что-нибудь случится? Пока ребенок находится в стенах школы, учитель несет за него юридическую ответственность. «Пишу в редакцию, потому что боюсь: если сам пойду в школу, не сдержусь и...» - накаляет страсти письмо. - Если родители все же уверены, что причина конфликта в учителе, надо немедленно поставить в известность директора школы, - настоятельно советуют в управлении образовании. - Но ведь родители пишут, что директор на стороне учителей... - Обратитесь в администрацию школы с письменным заявлением. Если реакции не последует, несите заявление в управление образования. Для таких случаев у нас создается специальная комиссия (в ее состав обязательно включается психолог), которая тщательно разбирается в причине конфликта. Причем разбирательство проводится с участием обеих сторон. Если факты подтвердятся, учителя накажут. Прецеденты, к слову, уже были: никого из учителей, правда, пока не уволили, но выговоры объявляли - за превышение полномочий. Кроме того, проштрафившийся педагог попадает под особое наблюдение. От редакции. Щекотливость подобных ситуаций вполне объяснима: в большинстве случаев сложно однозначно поставить оценки. Автор письма в редакцию прав в одном: разбираться в проблемах ребенка школа и родители должны вместе. Ведь как бы то ни было, но «мы в ответе за тех, кого приручили...». Поэтому будем рады, если своей точкой зрения на проблему поделятся и другие наши читатели: родители, педагоги, психологи. Хотелось бы узнать и мнение самих учащихся.

Возрастная категория материалов: 18+