Сегодня кусочком пластика как банковского, так и дисконтного в кошельке уже сложно удивить. Но приносят ли дисконтные карты выгоду? Что это - дань моде или инструмент маркетинга? Простые, золотые и платиновые Каждая компания разрабатывает свою «карточную» программу. В первую очередь бизнесмены задаются вопросом: в чьих руках окажется карта? Во-первых, дисконтная карта может быть личной, по-другому - персонифицированной. Например, на клубной карте клиентов AirUnion Premium выбита фамилия и имя держателя, соответственно, воспользоваться ей возможно, только предъявив паспорт. Но чаще всего компании решают выпускать обезличенный пластик, чтобы он мог «ходить по рукам» родственников и знакомых. К этой группе можно отнести так называемые «семейные карты», например, фирмы «Россия», которые производят в дополнение к основной. Третий вариант - корпоративная дисконтная карта. Например, ее делают нефтяные компании для удобства учета заправки автомобилей их клиентов - юридических лиц. От того, кто выпустил карту, будет зависеть место ее действия: торговый центр, отдельный магазин или объединение компаний. Так, достаточно успешный пример работы дисконтной системы в торговом центре «Мега» привел к тому, что аналогичную систему с 30 марта запускают на Амурской ярмарке. Однако в той же «Меге» отдельные бутики имеют собственную систему скидок. Например, фотосалон «Джунгли» по «Мегакарте» предоставляет льготы на фототовары, а на печать фотографий только по собственной накопительной карте «Джунгли». По образу торгового центра предоставляют скидку в комплексе «Анкор»: в отеле, кофейне, ресторане, медицинском центре действует одна карта. В качестве примера собственной системы дисконтных карт можно привести сеть аптек «Айболит», «А-Эл-Джи-Софт», «МDМ» и другие. И, наконец, мультикарты, скидки по которым можно получить в нескольких магазинах. Ярким примером кооперативной дисконтной системы в Благовещенске можно считать проект «Скидки.ру», который на своем старте получил очень бурное развитие. Но на сегодняшний день инициатива его участников угасла. Тем не менее в общую систему входит с десяток фирм: компьютерная фирма «2А», бутик Woman of Hollywood, «Ермак», «Янтарь» и другие. Еще один важный вопрос при разработке дисконтной системы: каким образом карта окажется в кошельке покупателя? Удивительно, но самый простой путь стать счастливым владельцем карты - купить ее. Например, простую карту со скидкой 5% фирмы «Россия» можно приобрести на кассе за 197 руб. Зато для того чтобы перевести ее в разряд золотой или платиновой, необходимо будет совершить покупки не менее чем на 15 и 20 тыс. руб. соответственно. По другому пути - карту можно «заработать». В торговом центре «Мега» «пропуском» в мир скидок станут чеки на сумму свыше 5 тыс. руб. А на Амурской ярмарке при покупке на сумму свыше 1000 рублей амурчанам выдадут белую карту. Затем, при накоплении 10 белых карт или покупке на 10 тыс. рублей, покупатель становится обладателем серебряной карты, а после уже золотой. И, наконец, карту можно получить в подарок, причем неожиданно. Так, по словам главного бухгалтера ООО «Сантана» Татьяны Гудзовской, в их кафе «Ориент» и «Президент» карты выдаются по усмотрению официантов. Представитель фирмы «Алмаз» отметил, что они вообще не афишируют, каким образом можно стать обладателем их VIP-карты. Стоит отметить, что в одном из кафе Благовещенска была практика продажи дисконтных карт. Однако когда практически каждый посетитель стал приходить с семипроцентной скидкой, руководство было вынужденно перейти на жесткий отбор кандидатур. В результате карты стали дарить, но только самым преданным посетителям. Карта рубль бережет? Условия по дисконтным картам амурских компаний трудно назвать разнообразными. В большинстве случаев держатель просто получает скидку. Причем маркетологи считают, что ее размер должен быть не менее 5%, иначе покупатель скорее забудет карту дома или ее вовсе потеряет. В Приамурье магазины устанавливают как постоянный размер скидки (например, в салоне «Ка-Приз» - 10%, «Lo» - 5%), так и накопительный. В «Спортстайлере» при покупке летней одежды на 5 тыс. рублей или зимней на 7 тысяч выдается скидка 5%. Затем при достижении суммы покупок в 60 тысяч скидка увеличивается до 7%, а при 150 тыс. руб. выдается именная карта с дисконтом 10%. Однако, кроме скидок, держатели карт имеют возможность участвовать в розыгрышах призов, получать персональные поздравления и особый сервис. - Мы выдаем карты в благодарность людям, которые выбрали нас. И предоставляем им привилегии: делаем скидку, принимаем заказ по телефону, бесплатно доставляем блюда, - рассказывает Татьяна Гудзовская. Необычным путем пошла авиакомпания AirUnion: по карте предоставляется не дисконт, а бонусы - приоритет при бронировании, внеочередной регистрации и даже получение бесплатного билета. Для этого держатель клубной карты копит баллы, которые начисляются в зависимости от дальности полетов. Не будем забывать о том, что карта - это еще и моральное поощрение: человеку приятно ощущать себя «избранным» - очень важной персоной. Бой за клиента В щедрость продавцов, конечно, не стоить верить. У издателей карт своя логика: на рекламный буклет покупатель не обратит внимание, визитную карточку выкинет, а вот карту дисконтную, пусть даже с маленькой скидкой, сохранит и отведет для нее почетное место в кошельке. В повышении лояльности клиентов амурские компании идут двумя путями: благодарят действительно верных клиентов, выпуская 100 - 200 карт, или стремятся привлечь большее количество покупателей, тиражируя карты тысячами. - Мы стараемся привлечь как можно больше покупателей и количество карт не ограничиваем, - отмечает главный специалист службы маркетинга фирмы «Россия» Анна Сазонова. - Имея ее, человек подумает: отовариваться в другом магазине или пройти еще 5 метров и зайти в наш, где ему предоставят скидку. В любом случае для фирмы дисконтная карта выполняет несколько функций: создает имидж, дополнительную рекламу, позволяет анализировать рынок и накапливать статистику о клиентах. Но у такого удовольствия есть своя цена. Систему скидок нужно придумать, подготовить программное обеспечение и выпустить карты. Специалисты выделяют 3 вида дисконтных карт: со штрихкодом, с магнитной полосой и чиповые. Последние в Амурской области не встречаются: они самые дорогие, но зато позволяют хранить все информацию о клиенте (любимое время покупок, любимый товар, средняя сумма и т. д.). Хотя в Приамурье можно выделить четвертый, «нестандартный» тип карт со скидками - бумажный. В нашей области производством карт занимаются несколько фирм. Стоимость пластикового «бонуса» варьируется от 25 до 40 руб. - Цена дисконтной карты зависит от тиража, цвета, наличия магнитной полосы, штрихкода и эмбоссирования, - рассказывает руководитель отдела автоматизации предприятий торговли и общественного питания компании «Фартов» Мария Менберг. - Прежде всего на стоимость карты влияет тираж: чем он больше, тем дешевле выпуск одной карты. В большинстве случаев карта имеет «полноцвет» с лицевой и обратной стороны. Если же нанесена магнитная полоса, это также увеличивает стоимость. При этом магнитная полоса бывает двух типов: HiCo, высокочувствительная, и LoCo, низкочуствительная. Она чаще всего размагничивается под воздействием сотового телефона, телевизора. Цена зависит и от того, какую информацию занесут в магнитную полосу, т. е. от кодировки. По словам представителя компании «Фартов», идентифицировать карту возможно и по наличию на ней штрихкода, а также выбитых цифр, которые наносятся посредством эмбоссирования и могут быть покрыты фольгой. Все эти атрибуты также добавляют свой «вес» в стоимость изготовления карты. Поэтому, глядя на дисконт магазина, можно с уверенностью сказать, кто не сэкономил. Производители карт утверждают, что расцвет системы дисконтных карт в Приамурье только начался. Но некоторые амурчане уже заводят отдельные визитницы для их хранения. Тем временем на Западе бьют тревогу: когда карт слишком много, они перестают работать. Поэтому будущее как раз за мультикартами или объединением дисконтной и банковской карт.

Возрастная категория материалов: 18+