- Законами, которые развивают нашу экономику, помогают в решении социально значимых проблем, нельзя не гордиться. Например, с принятием закона о государственной поддержке агропромышленного комплекса Амурской области не менее пяти процентов от расходной части бюджета можно будет направлять на поддержку селян. Эти деньги, пусть не очень большие, иной раз становятся для сельхозпредприятия той самой спасительной соломкой. Сложно, трудно давалось принятие программы развития агропромышленного комплекса до 2010 года, но положительный и весьма ощутимый результат уже есть. Заключается он в увеличении посевных площадей, сбора зерновых культур и сои, приобретении новой высокопроизводительной техники. С помощью области строятся животноводческие комплексы. Уже работает завод по переработке сои. В 2007 году начнет работу спиртзавод. Или взять наши законы, способствующие решению жилищных проблем. С 2004-го по 2006 год 380 молодых семей получили субсидии на приобретение квартир. Динамика показателей с вступлением в силу закона об ипотечном кредитовании также не может не радовать: в 2004 году только тридцать одна семья получила кредит, а в 2005-м и 2006-м - 235 и 341 займов соответственно. Это в самом деле актуальные, жизненно важные нормативные правовые акты, которые работают и улучшают жилищные условия амурчан! Амурская область - один из немногих субъектов РФ, принявших закон о почетном знаке «Материнская слава». Стоит ли говорить о его значимости - он стимулирует рождаемость, поощряет труд достойных матерей, решает в итоге демографическую проблему, столь важную для Приамурья! Много положительного введено с принятием закона о региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг. Теперь наряду со стандартами предоставлены льготы для наиболее нуждающихся: одиноких или совместно проживающих пенсионеров, одиноко проживающих инвалидов 1-й и 2-й группы и ряду других категорий. Этот документ сберег не одну сотню рублей семьям, где действительно знают цену каждой копейке. В 2006 году более 10 тысяч семей получили субсидии на 52 миллиона рублей. - Олег Александрович, законы, которыми облсовет гордится, можно перечислять и перечислять. Но есть ли то, что вызывает чувство неудовлетворенности? - Конечно есть. В дотационной области не всегда можно в полном масштабе решить те или иные проблемы. Это касается, в частности, увеличения социальной поддержки, областного закона о ветеранах труда, точнее - о расширении перечня лиц, которым можно присваивать это звание. Вопрос спорный, и не только потому, что не хватает в бюджете средств для финансирования этой дополнительной категории льготников. Депутаты, как и избиратели, расходятся во мнении. Некоторые считают, что профессиональные награды в подавляющем большинстве случаев давали тем, кто лучше работал. Из чего следует, что перечень расширять не надо. Есть ли правда в таком мнении? Наверное, да. Хотя я уверен, помощь пенсионерам с большим трудовым стажем, не имеющим наград, необходима, ведь в старости с такими мизерными пенсиями лишняя копейка так важна! В этом случае можно позавидовать тем субъектам Российской Федерации, которые в силу доходности, неравных условий развития, геополитической ситуации (это позволяет им получать от федерального центра гораздо больше средств, чем Приамурью) могут предоставлять людям льготы в большем объеме, полностью погашать проценты по ипотечным кредитам и даже бесплатно строить жилье. - Да, мы не Татарстан и не Чечня с их дополнительными миллиардами из федерального бюджета. Будут ли амурские законодатели принимать бюджет на три года по аналогии с Госдумой? - На сегодня жестких требований на этот счет нет: принимать или нет трехлетку - решают сами субъекты. Планирование на ближайшую перспективу, разумеется, дело хорошее, но только в том случае, если четко просчитаны все показатели бюджета. А как это предусмотреть при дефицитном бюджете области? Пока же мы принимаем главный финансовый документ области, а потом вносим поправки, продиктованные жизнью. И это на сегодня нормальный процесс: что-то не предусмотрели, возникла чрезвычайная ситуация или необходимость дать гарантию, чтобы началась реализация федеральной программы... - Какой из областных законов можно отнести к неудавшимся? - Закон о квотировании рабочих мест, принятый депутатами прошлого созыва. Всем хорош документ: для инвалидов, молодых специалистов, пенсионеров и других категорий устанавливается определенное количество вакансий на предприятиях и в организациях. Но закон не работает! Причина? Не прописан до конца механизм его выполнения: надо либо предоставлять эти рабочие места, либо отчислять определенную сумму в бюджет. А главное - нет должного контроля за его исполнением. Это, кстати, огромный минус многих других нормативных актов. Поэтому в ближайших планах областного Совета принятие закона для систематического и в полном объеме контроля за исполнением областного законодательства. Такая практика уже имеется в ряде регионов Дальнего Востока -в Хабаровском крае, на Чукотке, Сахалине. Профильный комитет облсовета занимается разработкой данного законопроекта. - Олег Александрович, есть ли лоббирование в деятельности облсовета, хуже того - факты коррумпированности? - Коррумпированности у нас нет. Есть случаи, когда депутата убеждают, просят проголосовать так или иначе, но чтобы давать деньги, покупать какие-то блага за его голос... Нет, таких фактов не было ни в прошлом созыве, ни в этом. А лоббирование интересов? Оно есть в любом парламенте, и это нормально, когда руководители, например стройорганизаций, отстаивают интересы своей отрасли, развитие ипотеки. Лоббируют представители от медицины, работники образования, культуры. Главное, чтобы депутаты защищали интересы отрасли, а не личные. Законодательно закрыть лазейки для коррупции, обезопасить от этого общество можно, если принимать законы прямого действия, где все четко, конкретно прописано, если свести к минимуму принятие подзаконных нормативных актов. Как иной раз происходит. Закон хороший, но порядок расходования средств определяется на местах - постановлениями губернатора, мэра или главы муниципального образования, то есть на уровне исполнительной власти. Такой механизм и есть лазейка для тех, кто не в ладах с совестью и честью... - Можно ли принять идеальный закон? - Не думаю. Документ будет долго рождаться. Но подчас бывает, что постановление надо принять срочно, а потом уже корректировать. Документ получится громоздким, ведь там должно быть прописано все и на все случаи жизни. Возьмем те же меры господдержки сельхозпредприятий. Что-то прописывается в законах, что-то в постановлениях губернатора, что-то принимается на уровне департамента АПК. Разве может этот процесс одномоментно закончиться? - Что лучше для законотворчества: когда депутаты - обеспеченные люди, руководители фирм и предприятий или наоборот, когда они учителя, врачи, политические деятели, то есть люди, далекие от законов рыночной экономики? - Вряд ли есть однозначный ответ на ваш вопрос. Если преобладает вторая группа, то бюджет будет ориентирован только на социальные нужды. Плюс, конечно, в этом есть, но и минусов хватает. И главный - забудем об экономике. Должен быть паритет, который позволит учитывать как интересы бизнеса, рынка, так и социальные нужды общества. - Расскажите, пожалуйста, о юридической службе облсовета. Не являются ли протесты областной прокуратуры следствием ее некомпетентности? - В нашем государственно-правовом управлении достаточно опытных и компетентных специалистов, которые проводят внутренний аудит принимаемых нормативных правовых актов. Тем не менее ошибки случаются. Чаще по объективной причине - время торопит, и наши юристы не успевают оценить законопроект со всех точек зрения. Насчет протестов прокуратуры... Есть поговорка: два юриста - три мнения. Не всегда и мы соглашаемся с заключением прокуроров и доказываем это в судах. Доходим даже до Верховного суда. - Что вы можете сказать об инициативах с мест, побуждающих Госдуму на принятие соответствующих федеральных законов или поправок? Выходит ли с ними наш Амурский областной Совет народных депутатов? - Безусловно. И сами с инициативой выходим, и поддерживаем другие субъекты - это нормальный процесс. Может быть, наш законопроект Госдума отклонит. Но если в нем есть рациональное зерно, есть вероятность, что потом депутаты Госдумы его доработают и внесут на рассмотрение. Например, сегодня есть предложение увеличить возраст тех, кто имеет право на получение субсидий по программе «Обеспечение жильем молодых семей», до 35 лет вместо действующих 30. Этого требует жизнь. Пока молодые люди получат высшее образование, пока встанут на ноги, только потом заводят семью, детей. Часто это случается уже после тридцати. Значит, нужны поправки в закон. - Олег Александрович, чем порадует облсовет амурчан в 2007 году? Жителей аграрной области интересует блок законодательных актов по сельскому хозяйству в связи с недавно принятым федеральным законом. - Больших дополнительных законов по селу принимать не будем, но при формировании бюджета запланируем те самые пять процентов от расходной части бюджета на господдержку АПК. Кстати, в этом законе в свете реализации национального проекта мы расширили перечень «опекаемых» отраслей, включив в него овцеводство и коневодство. В связи с передачей в этом году полномочий по лесным правоотношениям с уровня Федерации на уровень субъекта, продолжим работу над областным законодательством по развитию лесопромышленного комплекса. О социально значимых законах. Администрацией области разрабатывается и будет вноситься в Совет законопроект о переводе льгот на услуги ЖКХ в денежную форму. Этим нормативным актом планируется перечислять льготы в денежном эквиваленте сразу на персонифицированный счет льготника для оплаты ЖКУ. Кроме того, создана рабочая группа по доработке законопроекта об областных стандартах качества предоставления бюджетных социальных услуг. Предстоит огромная, сложная работа - необходимо прописать нормы по всему социальному блоку: здравоохранению, образованию, социальной защите. Ведется работа по совершенствованию закона о мерах социальной поддержки граждан отдельных категорий - есть предложения связать их с конкретным человеком, с его доходом, чтобы сделать помощь по-настоящему адресной, а не «оптовой». Не забудем и ветеранов труда. Хотим все-таки расширить перечень категорий: включить тех, кто 20 лет непрерывно проработал на одном предприятии и имеет общий трудовой стаж 45 лет для мужчин и 35 - для женщин. Но нужно еще раз просчитать - по силам ли бюджету такая помощь?

Возрастная категория материалов: 18+