Речь идет о бомбардировке Благовещенска китайцами. Я увлекся данной темой год назад, защитил курсовую работу, но так не хотелось останавливаться на этом. Столько всего интересного скрывают музеи и архивы, столько нового можно узнать о прошлом родного города! Собирая новые детали этого конфликта, я узнал о существовании картины, имеющей непосредственное отношение к тем трагическим событиям. Это полотно художника А. Сахарова «Оборона Благовещенска в 1900 году». Впервые о картине я прочитал в Интернете, обнаружив в электронной версии журнала «Мир музея» фрагмент статьи Е. Ивановой «Подвиг доблестных граждан», посвященный этому произведению. Картина выставлялась в Амурском краеведческом музее к 150-летию Благовещенска. Больше никакой информации не было - ни о самом полотне, ни о художнике. Но так захотелось своими глазами увидеть картину о геройском освобождении Благовещенска от китайской осады... Китайцев прятали в подвалах В музее все было мирно и спокойно. Но что творилось здесь в 1900 году во время бомбардировки города? Тогда здание принадлежало торговой фирме «Кунст и Альберс». Тут размещался шикарный магазин, работали служащие, которых приглашали даже из других городов России, Германии (владельцы фирмы были немцами). Конечно, трудились и местные жители, в том числе и китайцы. До событий 1900 года жители Поднебесной спокойно жили в Благовещенске и его окрестностях. Но так продолжалось до первого июля, когда начались военные действия против России. В Благовещенске паника: в магазине «Кунст и Альберс» жители спешно скупали оружие, включая ножи и топоры. И здесь же, в обширных подвалах, сотрудники фирмы прятали от самосуда китайцев - служащих магазина. Взволнованные горожане, узнав об этом, чуть было не разгромили все здание. К чести руководства и сотрудников торгового дома китайцев не выдали на растерзание толпе, а передали властям. Я ходил по музею и представлял, какая тревожная тогда была обстановка, ведь речь шла о жизни тысяч людей по обе стороны Амура. Возможно, сам художник Сахаров также ходил по магазину «Кунст и Альберс» в 1902 году, когда по поручению амурского губернатора прибыл в Благовещенск для написания картины. Картину передали коммунальщики По словам сотрудника Амурского областного краеведческого музея автора статьи «Подвиг доблестных граждан» Е. Ивановой, картина А. Сахарова была передана музею 21 декабря 1941 года городским коммунальным хозяйством. Принял ее главный хранитель музея Г. Новиков-Даурский. Полотно тогда оценили в 3000 рублей. Как оно пережило революцию и Гражданскую войну и как попало к коммунальщикам - неизвестно. Но музей принял «Оборону...» в довольно потрепанном виде. В отделе редких книг областной научной библиотеки хранится несколько изданий, в которых помещены материалы о бомбардировке Благовещенска летом 1900 года. Одно из них - «Амурская газета» за 1902 год. Вот как описывает безвестный корреспондент момент торжественной передачи картины. Событие было приурочено ко второй годовщине трагических событий 1900 года. «В субботу 20 июля 1902 года в Никольском храме отслужена была литургия, после которой состоялся крестный ход на Чуринскую площадь, где отслужен торжественный благодарственный молебен, где присутствовали г. и. д. (господин, исполняющий дела. - Авт.) военного губернатора Амурской области С. Н. Таскинь, городской голова А. В. Кирилов, все высшие военные и гражданские чины, а также много молящихся. По окончании молебствия губернатор в сопровождении некоторых лиц высшей администрации совместно с городским головой и гласными Думы прибыл в зал городской управы. Здесь состоялась торжественная передача городскому самоуправлению картины последнего дня осады города Благовещенска. Адъютант командующего войсками округа Андреевский сказал краткую речь и попросил от имени его высокопревосходительства генерал-губернатора Н. И. Гродекова принять картину, приносимую им в дар городу Благовещенску. ...Картина выставлена в зале управы, и доступ к ней будет открыт для всех желающих бесплатный в особо определенное время. Картина представляет из себя огромное полотно, на котором изображены пожар Сахаляна и благовещенский берег с линией ложементов и добровольцами. По Амуру бежит казенный пароход «Сунгари». Вид взят с террасы дома Шадрина на Набережной улице. В целом картина представляет сильное эффектное зрелище. Рисована она специально командированным художником А. А. Сахаровым». Так писала «Амурская газета» в 1902 году. Первый маринист Приморья Сведения об авторе картины «Оборона Благовещенска в 1900 году» очень скупы. Известно, что мастерство живописи Александр Александрович Сахаров осваивал как вольноприходящий ученик Императорской академии художеств в мастерской И. Айвазовского. Став первым маринистом Приморья, он очень быстро приобрел известность во всем регионе и выполнял заказы, работая на Шантарских островах, в Благовещенске, Хабаровске, Порт-Артуре. Писал Сахаров как пейзажи, так и военно-исторические полотна. В июне 1904 года во Владивостоке он представил картины «Бой у Чемульпо «Варяга» и «Корейца» с 14-ю японскими судами», «Попытки японцев загородить брандерами вход во внутренний рейд Порт-Артура» и другие. Успех выставки превзошел все ожидания. За первые шесть дней ее посетили более 500 человек, три картины были тут же проданы, а шесть новых заказаны художнику. Спецзаказ о подвиге В 1902 году генерал-губернатор Гродеков, отдавая дань уважения жителям Благовещенска, стойко оборонявших свой город от вражеской осады, «пожелал запечатлеть на полотне подвиг доблестных граждан». Для этого он специально командировал в Благовещенск ставшего известным на Дальнем Востоке живописца Сахарова. «Эскизы художника Сахарова показывают в нем опытного и талантливого художника, - писала «Амурская газета» в 1902 году, - и дают весьма близкое представление о событии, несмотря на трудности, представляемые их воспроизведением человеку, лично не видевшему того боя, который ему предстоит изобразить, тем более что от Сахаляна, сгоревшего 20 июля, не осталось решительно ничего». В итоге Александр Александрович создал потрясающее полотно «Оборона Благовещенска в 1900 году». Хотя задача была непростой, он сумел точно передать атмосферу событий, их масштаб и трагизм. Ведь с балкона дома Шадрина художнику открывалась мирная панорама Благовещенска: огромное чистое небо без дыма пожарищ, спокойный Амур. Глядя на эту красоту и благодать, Caxapoв должен был писать бой. Помогли ему в этом разговоры с очевидцами событий.

Возрастная категория материалов: 18+