Почему это происходит и как их работники выбивают долги по зарплате, выяснял наш корреспондент. Сегодня практически в каждом городе и районе Приамурья есть муниципальные предприятия, которые в силу разных причин не могут выплачивать налоги, взносы в пенсионные и социальные фонды и, самое главное, имеют огромные долги по заработной плате. Сотни людей пытаются в течение нескольких лет добиться законных выплат, но удается это не всем. - В Тынде в стадии банкротства находятся МУП «Аэропорт Тынды», МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие», МУП «Хлебозавод» и МУП «Жилсервис», - говорит Людмила Исаева, заместитель мэра города по экономике. - Почему так произошло? Во-первых, эти предприятия все без исключения всегда были убыточными - их работу дотировал местный бюджет. Хлебозаводу перечислялись деньги на выпечку черного хлеба по ценам ниже рыночных, АТП и аэропорту - на то, чтобы стоимость билета была конкурентоспособна и, самое главное, отвечала материальным возможностям горожан. С 2005 года все МУПы перестали получать дотации из местного бюджета, естественно, что без них предприятиям не выжить. Вторая причина - это советский подход к управлению. Руководители привыкли ждать дотаций и почти не думали об экономике. Согласно действующему законодательству в отношении таких организаций вводится сначала внешнее управление, при котором управляющий ищет пути выхода из сложной финансовой ситуации, анализирует экономику предприятия. Как правило, внешний управляющий признает, что выхода из кризиса нет, и тогда за дело берется конкурсный управляющий, который реализует оставшееся имущество для того, чтобы погасить долги перед бывшими работниками, налоговой инспекцией, пенсионным фондом и другими. Однако в простой, казалось бы, схеме - множество подводных рифов. Местная власть, анализируя состояние МУПов перед предполагаемым банкротством, выводит большую часть имущества предприятий из хозяйственного ведения и принимает его на свой баланс. Тем самым не оставляя возможности для конкурсного управляющего реализовать имущество и рассчитаться по долгам. Так получилось с тындинским пассажирским автотранспортным предприятием. Рассмотрев на балансовой комиссии состояние ПАТП, экономисты приняли решение вывести имущество организации стоимостью более 15 миллионов рублей. Для расчета с рабочими и другими кредиторами оставили собственность на сумму около 7 миллионов. Собственность - это в основном старые автобусы, которые до сих пор стоят на открытой стоянке и не представляют интереса для покупателей. В большинстве случаев конкурсные управляющие выступают на стороне муниципалитета и закрывают глаза на эти факты. - Только мне сегодня должны около 100 тысяч рублей. Откуда возьмет конкурсный управляющий эти деньги, если у предприятия нет имущества? Я написал десятки писем в разные инстанции о незаконности вывода имущества и преднамеренном банкротстве, но отовсюду получаю одни отписки, - показывает бумаги Василий Чернов, бывший автослесарь МУП «ПАТП». Прокуратура провела проверку по заявлению рабочих ПАТП, но не обнаружила в действиях руководства предприятия признаков фиктивного банкротства. С этим согласился и арбитражный суд. - Схема, которая применяется при банкротстве муниципальных предприятий, уже давно отработана, - говорит заместитель председателя Арбитражного суда Амурской области Андрей Стовбун. - Имущество изымается муниципалитетом, а раз нет имущества, то и долги не могут быть погашены. Потом предприятие создается заново, после чего опять банкротится. В Райчихинске по этой схеме было обанкрочено пять предприятий ЖКХ. Последнее время имущество уже не передается, а сдается в аренду, но сути проблемы это не меняет, люди по-прежнему остаются без зарплаты. Раньше мы признавали незаконным факт изъятия имущества муниципалитетом, но судебная практика имеет свойство меняться, поэтому сейчас это происходит в рамках действующего законодательства. В муниципалитетах говорят, что только так можно сохранить систему ЖКХ, автотранспорта. В противном случае те же очистные сооружения, водозаборы уже давно были бы распроданы. Но вместе с этим подчеркивают, что банкротство предприятий ЖКХ - это замкнутый круг. Люди, не получающие зарплату в МУПах, не могут платить за услуги ЖКХ, те, в свою очередь, не имеют возможности работать дальше и банкротятся, оставляя за собой шельф долгов. Российское законодательство выстроено таким образом, что рядовой рабочий может быть выброшен на улицу и потом ему придется годами выбивать заработанные деньги. В лучшем случае ему выплатят часть зарплаты и компенсаций, в худшем - предприятие вычеркнут из государственного реестра, и тогда претензии предъявлять будет некому. Тында.

Возрастная категория материалов: 18+