Настолько, что начинаешь сомневаться в непричастности братьев Гримм к его созданию. Хотя какие там братья - сегодняшний ребенок гарантированно вспомнит Шрека, если взрослые станут донимать его вопросами о сказках, а вот насчет Гензеля и Гретель - это еще большой вопрос. Несмотря на то что работа над каждой серией приключений зеленого героя сотоварищи занимает по нескольку лет, в своей популярности он остается единоличным лидером в мультипликационной среде. Все потому, что в ожидании «Шрека Третьего» его многочисленные поклонники с превеликим удовольствием пересматривали в неизвестно какой по счету раз первые две части сериала. Ох уж эти сказки Конечно, вряд ли история жизни и любви зеленокожего увальня стала бы столь популярной и, что самое главное, коммерчески успешной, если бы была ориентирована строго на маленького зрителя. «Шрек» из разряда тех мультфильмов, на которые детей одних отпускать можно, но почему-то немного боязно. Без малого миллиард долларов «Шреку-2» принесли именно взрослые - достоинства первой части мультфильма моментально убедили их в том, что это сделано не только для детей. Любую сказку можно показать по-разному - доказано кинематографом. Сказочные сюжеты используют и создатели низкосортных фильмов ужасов, и порнорежиссеры - и для тех, и для других там прямо-таки золотое дно. «Шрек» к третьей своей серии впитал в себя неимоверное количество самых разных сказок, большинство которых вполне себе спокойно прижились в новейшей для себя истории. Шутка ли - на этот раз авторы мультфильма добрались даже до «Властелина колец» и - невероятно! - Гарри Поттера, в очередной раз подтвердив, что стремительно взрослеющий мальчик со шрамом на лбу и волшебной палочкой записался в книгу живых легенд, не вырубишь топором. Что говорить о Коте в сапогах, Волке в образе бабушки, Пиноккио или Пряничном человечке - эта гоп-компания стала неотъемлемой частью истории о Шреке и Фионе. Новоприбывшие же постепенно осваиваются среди них, как призывники среди старослужащих. Честь и хвала сценаристам, не позволяющим зрителю, в особенности юному, запутаться в характерах и особенностях старых знакомых в новой сказке. Главной же хитростью, способной превратить любую детскую раскраску в предмет интереса самой широкой аудитории, является не то, что персонажи делают, а что они при этом говорят. И, знаете ли, мультфильм, в котором Эдди Мерфи озвучивает Осла, а Майк Майерс - главного героя, изначально не смотрится особо детским. В этом плане «Шрек Третий» перещеголял две предшествующих серии обилием попавших под каток шуточек и особенно буйством молодежного сленга. Который, похоже, играючи перешагнул границы молодежного, превращаясь в универсальный язык веселого кинематографа. С другой стороны, не так много в России осталось щепетильных родителей, еще лелеющих надежду оградить своих чад от подобных слов, - их скоро даже Word, того и гляди, подчеркивать перестанет. Здесь могло не быть рекламы Тревожная статистика - «Шрек Третий» заслужил только 43 процента положительных отзывов критиков, тогда как первым двум частям досталось более восьмидесяти. Здесь свое черное дело сделали предпремьерные рассуждения на базе достаточно скудных, но тем не менее серьезных фактов, главным из которых стала смена режиссера Эндрю Адамсона, которому все доверяли, на двух дебютантов. Поглумиться над фамилией одного и ролью Голоса говорящего зеркала в предыдущих сериях другого не успел только самый ленивый. Откуда-то незамедлительно появилась информация о слабом сценарии, разговоры о том, что на второй части нужно было остановиться (как будто от этого хоть кто-то бы выиграл), и прочая тихая паника. При этом российское телевидение, то самое, которое родом из США, захлебываясь от восторга, рассказывало, что Антонио Бандерас настолько вжился в образ Кота, что время от времени норовит метить студию звукозаписи, а Эдди Мерфи все время меняет реплики Шрека таким образом, чтобы они стали ближе афроамериканской части аудитории. Конечно, антиреклама - это тоже реклама, но это не тот случай, хотя бы потому, что к 2007 году ни в каком пиаре Шрек уже не нуждался, а сам мог пропиарить что угодно. И - о ужас! - первые же отзывы, посыпавшиеся в Интернет, были полны тоскливого разочарования. При этом, в чем именно заключается неудержимое падение зеленого великана, никто толком объяснить не мог, даже критики, рисуя в своих журналах четыре с минусом, а то и три, невнятно ругали все тот же молодежный сленг, так называемую «недетскость» и слабость сценария. Все как-то разом забыли, что особой оригинальностью и художественной ценностью не отличались и сюжеты предыдущих серий, что в «Шреке-2» тот же Осел тоже не владел высокой речью, не говоря уже о том, что слово «мультик» вовсе не означает «достойное окончание программы «Спокойной ночи, малыши!» Сюжет «Шрека Третьего» - все та же ахинея, в которой герои ведут себя либо очень предсказуемо, либо абсолютно неадекватно, причем оба приема приводят их к одному результату. Подробно пересказывать его совершенно ни к чему - Король умер, да здравствует новый Король, которого осталось только найти. Все это сопровождается активной возней на тему деторождения, новым взглядом на рыцарей Круглого стола (и особенно на Мерлина), а также неизменными песнями и плясками. Артур за время общения со Шреком из сопляка и неудачника превратится в мужа, Фиона продемонстрирует отличные качества бойца, в коих никто и не сомневался, ну а чтобы не было скучно, на сцену выйдет целая команда новых персонажей. Даже интересно, над кем надругаются авторы мультфильма в четвертой части, которая появится не раньше чем через три года. Главное, чтобы не над Колобком. Без последней страницы «Шрек Третий» никоим образом не мог быть лучше первых двух частей - по всем законам кинематографа это случается чуть ли не раз в пятьдесят лет, причем никто еще не заметил, чтобы такое вообще случалось в анимации. Наоборот, большинство широкоэкранных мультфильмов, заслуживающих внимания, вообще не претендует на продолжение. И немалая часть из них забывается историей вскоре после премьеры - сомневаюсь, что сегодня хоть какого-нибудь ажиотажа удостоились бы «Вэлиант-2» или «Возвращение подводной братвы». Даже второй «Ледниковый период» настолько очевидно основывался на самопожирании, что говорить тут не о чем. Так скольки пядей во лбу нужно быть, чтобы переплюнуть мультфильм, первым получивший «Оскара» и впервые с 1973 года попавший в Канны? Тут надо прыгать не просто выше головы - выше радуги. И вряд ли третья часть «Шрека» добьется таких космическо-коммерческих успехов, как вторая, хотя неоднократная окупаемость ему гарантирована. И необходима - на фильм ушло 160 миллионов долларов, бюджет, который совсем недавно никак не ассоциировался с мультипликацией. Когда-то сэра Артура Конан Дойля забрасывали письмами с угрозами, главной мыслью которых было «Верните нам Шерлока Холмса». Когда-то Дж. Р. Р. Толкин (по крайней мере, так гласит одна из легенд) создал «Властелина колец» из книжки про хоббита, написанной для пасынка, потому что тому хотелось знать, что же будет дальше. Таких историй - множество, и немногие из них увенчались шедеврами, что не помешало продолжениям удовлетворить главное желание поклонников. Можно сколько угодно злобствовать по поводу коммерциализации любой мало-мальски интересной киноистории, отыскивать изъяны в сиквелах и триквелах и ностальгировать по былому великолепию. Но современное искусство, пусть даже и направленное на зарабатывание денег, тем и прекрасно, что доступно. Поэтому вместо ностальгии прекрасно подойдет возврат к первой части «Шрека» - ведь именно там хорошее начало, или ко второй - ведь именно там самый высокий пик веселья и приключений. На втором DVD бонус - интервью с актерами и сцены, не вошедшие в официальную версию, тру-ля-ля. Но никаким критикам и никаким недовольным зрителям не дано отобрать у поклонников «Шрека» их главной привилегии. Пока что у этой истории нет последней страницы, нет Серой Гавани, нет «и жили они долго и счастливо». А ведь нам по большому счету глубоко наплевать, счастливо они там жили или нет, если мы об этом никогда не узнаем. Многосерийным историям, в которые к тому же вкладывают столько денег, труда и того, что принято называть «душой», нельзя отказать в очаровании. Пока следует продолжение, будут и те, кто с превеликим нетерпением и ни с чем не сравнимым волнением его дождется.

Возрастная категория материалов: 18+