В вузах Амурской области на дневной форме обучаются 18270 студентов. По всем формам обучения, включая заочную, дистанционную, - более 30 тысяч. Обучение проходит более чем по 150 специальностям. В соответствии с постановлением губернатора учебными заведениями совместно с департаментом образования была проведена работа по совершенствованию структуры и объемов подготовки специалистов и определена перспективная потребность по укрупненным группам специальностей до 2015 года. Ежегодный анализ приема студентов позволит выявить соответствие проводимой подготовки с потребностями экономики области. Эта работа с 2005 года проводится целенаправленно. Хотя заказ государственный федеральный, от Министерства образования и науки, но он согласуется с местными органами власти. Мы работаем и над совершенствованием целевой подготовки специалистов. Сейчас готовится долгосрочный документ - законопроект «Об утверждении программы целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним государственным образованием для государственной муниципальной службы, социальной сферы и агропромышленного комплекса Амурской области на 2008 - 2012 годы». 1 сентября мы представим эту программу на экспертизу. Она будет рассмотрена на совете ректоров вузов, на областном Совете, и надеемся, что после одобрения губернатора и финансовой поддержки она у нас заработает. Юрий Сергиенко, ректор Благовещенского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, профессор: - Программа нужна обязательно. Когда нашему выпускнику предлагается место в сельской школе, но даже общежития не обещают, кто рискнет туда поехать? При этом зарплата - не более 2 тысяч рублей в месяц. Но почему-то бытует мнение, и даже на самом высоком уровне, что педагогов мы готовим лишних. А у нас в области примерно 500 - 600 учителей в школах ежегодно не хватает. Мы готовы закрыть эти места в течение нескольких лет. Идея целевого набора в том и заключается, чтобы ребята ехали в родные районы. В этом году мы получили государственный заказ на 557 человек, в том числе по целевой контрактной подготовке -320, то есть больше половины мы должны готовить в качестве целевиков. Но целевик должен представлять, что его ждет. В программе есть пункт о социальной защите целевиков. Если он будет выполняться на должном уровне, я думаю, что и аграрии, и педагоги, и врачи поедут в село с удовольствием. И мы сделаем огромное дело для Амурской области. Иван Бумбар, ректор Дальневосточного государственного аграрного университета, доктор технических наук, профессор: - Это возврат к старой доброй системе распределения кадров. У нас в этом году под целевую контрактную подготовку выделено 312 мест, в прошлом году было 203 места. Мы заключаем договорные отношения с районами, хозяйствами. Учитывая, что сегодня губернатор Николай Колесов поставил задачу восстановить те земли, которые не засеваются, думаю, что наши выпускники будут востребованы. На целевую подготовку мы принимаем выпускников сельской школы, постоянно проживающих в сельской местности. Кто-то пытается использовать это как уловку, чтобы поступить к нам: на время выписывается из города, переводится на время выпускного класса в чигиринскую, допустим, школу. Но мы такие случаи выявляли, конечно. Наш центр занятости отслеживает дальнейшую судьбу целевиков. К сожалению, эффективность пока невысокая. Но если будут в договоре проработаны вопросы, какая у целевика будет зарплата и где он будет жить, то все проблемы отпадут. Марина Бумбар, главный специалист-эксперт отдела науки и работы с вузами, ссузами, ИППК министерства образования и науки правительства Амурской области, кандидат исторических наук, доцент: - А пока, к сожалению, закрепление специалистов по перечисленным отраслям социальной сферы весьма низкое. Олег Лапицкий: - Когда мы проработаем с муниципалитетами поддержку выпускнику по предоставлению жилья, рабочего места, то мы рассчитываем, что закрепляемость молодых специалистов на селе будет гораздо выше. Программа целевой подготовки при вложении определенных средств из областного бюджета поможет в первую очередь обеспечить кадрами периферийные территории области. Корр. «АП»: - С целевой подготовкой понятно. Какие новые специальности в этом году предлагают вузы абитуриентам? Иван Бумбар: - У нас с этого года открывается новая специальность «менеджмент организации». В прошлом году в финансово-экономическом институте начали осуществлять набор на специальность «финансы и кредит». Это востребованные на сегодняшний день профессии, и хотелось бы обратить на них внимание абитуриентов. Юрий Сергиенко: - В этом году мы открыли специальность «связи с общественностью», в амурских вузах такой специальности пока нет. Мы получили госзаказ на первый набор - 15 человек. Решили начать с заочного обучения. Единственная специальность, от набора на которую мы решили пока отказаться, - специалист по физической культуре и спорту. Елена Астапова, проректор по научной и учебной работе Амурского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор: - Мы оформили лицензию на целый ряд специальностей. Это «налоги и налогообложение», «реклама», «таможенное дело», и уже в июне получили лицензию на специальность «энергообеспечение предприятий». Набор на них планируем начать с будущего года. Корр. «АП»: - Станет ли серьезной проблемой в этом году снижение бюджетных мест в амурских вузах? Иван Бумбар: - Для нас - нет, у нас даже увеличение количества бюджетных мест произошло - на 14. По очной форме обучения есть снижение, но по заочной - увеличение, перекрывающее эту цифру. Елена Астапова: - Было озвучено, что в целом по России сокращение бюджетных мест составит 10 - 12 процентов. В АмГУ эта цифра - 7 процентов по сравнению с прошлым годом. В основном пострадали гуманитарные специальности. Юрий Сергиенко: - Это современная тенденция высшего образования. Логика, видимо, следующая. На сегодняшний день есть четкое направление подготовки специалистов в области нанотехнологий, инженерных специальностей. А гуманитарии востребованы меньше. В результате этой тенденции от снижения количества бюджетных мест наиболее пострадали классические и педагогические университеты. Нам дали в этом году на заочном отделении на информационных технологиях 20 мест, хотя мы просили всего 10. На классическую историю просили 20, но нам дали 14. Корр. «АП»: - Не станет снижение бюджетных мест ограничением права на образование для детей из семей со средним достатком? Юрий Сергиенко: - Если посмотреть статистику количества выпускников, в частности, Амурской области за последние годы, то оно постепенно снижается. Я помню, были выпуски 16 тысяч школьников, а в этом году у нас их всего 9800. Если количество бюджетных мест оставлять то же самое, будет падать конкурс в вузы. На будущий год 11-классников ожидается 8100, а в 2010 году - вообще около 6 тысяч. Потом начнется подъем. И большой вопрос, вернут ли нам бюджетные места, которые «срезали». Но это тоже тенденция. На сегодняшний день в России 240 человек на 10 тысяч населения получают высшее образование. По нашим федеральным документам, таких людей должно быть 170. Поэтому постепенное снижение идет для того, чтобы выйти на уровень закона. Не думаю, что сегодняшнее снижение вызовет какой-то ажиотаж. Потому что, чего греха таить, в каждом вузе есть специальность, на которую студентов получается набрать, как говорится, впритык. Корр. «АП»: - Вузам, наверное, выгодно снижение бюджетных мест, ведь это дает возможность увеличить платный набор, поправить финансовое положение? Юрий Сергиенко: - Амурская область - не тот регион, где можно резко увеличить платный набор, так как платежеспособность населения достаточно низка. Бюджетный набор для вуза -это гарантированные средства финансирования, правда это 49 процентов от необходимой потребности. Что же касается платных студентов, сегодня они есть, завтра их может и не быть, никаких гарантий. Иван Бумбар: - В связи с уменьшением числа выпускников школ возникает еще одна проблема. У нас работают филиалы вузов, и, конечно, они у нас студентов отбирают. Наверное, скоро мы будем неизбежно конкурировать из-за студентов между собой. Лучший вариант, чтобы филиалы вернулись в Москву - это решило бы на период демографической «впадины», которая над нами неизбежно нависла, проблему заполняемости вузов. Мы прекрасно знаем, что в филиалах наши же преподаватели ведут занятия и студент, отчисленный у нас, платит и появляется в филиале. Пересмотр работы филиалов, наверное, поможет пережить сложную ситуацию, через которую нам предстоит пройти. Марина Бумбар: - Система высшего профессионального образования Амурской области включает в себя 16 вузов и филиалов (государственных и негосударственных). В целях оптимизации сети филиалов на территории Амурской области, дальнейшего анализа их деятельности по поручению губернатора в феврале прошлого года создана постоянно действующая комиссия Рособрнадзора с участием департамента образования. Комиссии делегированы полномочия по проверке лицензионных требований к образовательной деятельности вузов и филиалов, расположенных на территории Амурской области. Недавно проведена плановая проверка Благовещенского филиала Современной гуманитарной академии, результаты представлены в Рособрнадзор. Олег Лапицкий: - Конечно, нужно следить, чтобы выполнялись все нормативы, чтобы не открывались филиалы-однодневки, которые решают какие-то конъюнктурные вопросы, подбирают студентов, отчисленных из разных университетов. Чтобы учебное заведение составляло конкуренцию и давало возможность разных форм получения высшего образования на законной основе. У всех на слуху случай, когда открытое в Свободном представительство вуза выполняло функции филиала - выдавало дипломы, проводило заочное обучение, что запрещено законом. Корр. «АП»: - Наша газета писала об этом случае в Свободном. Кстати, что сейчас с этим представительством? Олег Лапицкий: - Закрыто, конечно. А дипломы, которые выданы выпускникам, недействительны. Поэтому абитуриент, прежде чем подать заявление на учебу, должен обязательно убедиться, что у учебного заведения есть лицензия на образовательную деятельность и что диплом, выданный им, будет действителен. Корр. «АП»: - Как руководство вузов относится к проблеме «псевдоконкурсов» при поступлении, на которую жалуются абитуриенты и их родители? Юрий Сергиенко: - Идея абсолютно здравая - предоставить выпускнику школы возможность попытаться поступить на разные специальности в разные вузы. Для абитуриентов это благо. Но для самих вузов это проблема. У всех растут конкурсы, и когда мы складываем количество поданных заявлений, оно превышает примерно в два раза количество всех выпускников средних школ области. Следующая проблема возникает тогда, когда ребята сдали экзамен. Они начинают добросовестно выбирать, в какой вуз поступить. А приемная комиссия нервничает, поскольку есть ограничения по времени сдачи подлинников документов об образовании. И часто возникают конфликтные ситуации, когда выпускник решил поступить в БГПУ, забрал документы из АмГУ, привез к нам. И оказалось, что опоздал - прием документов закончен. Он едет обратно в АмГУ, но и там, пока он ездил, прием прекратили. Хотя когда он писал заявление, его знакомили с графиком сдачи документов. Думаю, что эти проблемы обострятся, когда мы перейдем на 100-процентный прием по результатам ЕГЭ. Из общения с ректорами других вузов знаю, что абитуриенты очень долго определяются, когда у них есть возможность по баллам поступить в несколько вузов. Поэтому зачисление осуществляется не 31 июля, как у нас, а гораздо позднее - по закону оно должно пройти за две недели до начала занятий. Иван Бумбар: - Право выбора - это хорошо. Но согласитесь, ненормально, когда один и тот же выпускник воспылал желанием поступить на зооинженера, учителя физики и специалиста по рекламе. Это говорит о том, что он не определился. Конечно, есть нервозность в работе приемной комиссии. Поэтому мы ведем учет и по подлинникам документов, и по дубликатам. Общий конкурс - 3,5 человека на место. Отсеяли дубликаты - 1,2 человека на место. Пожелание наше общее такое - чтобы абитуриент определился заранее, какую профессию он хочет получить. Елена Астапова: - Амурский университет относится к этой ситуации спокойно. Раз по закону выпускник имеет право подавать документы на несколько специальностей, пусть он этим правом пользуется. Конечно, возрастает нагрузка приемной комиссии и предметных комиссий. Конкурсы большие, приходится проверять очень много экзаменационных работ. А чтобы избежать нервозности, мы особо обращаем внимание приемной комиссии на то, чтобы очень деликатно максимально помочь каждому абитуриенту, родителям, помочь индивидуально сориентироваться, что же им выбрать. Корр. «АП»: - Планировалось, что с 1 сентября российские вузы переходят на систему двухуровневого образования, начнут готовить бакалавров и магистров. Готовы ли к этому амурские вузы? Юрий Сергиенко: - У нас есть лицензия на подготовку бакалавров по большинству специальностей, в том числе по двум направлениям магистратуры. Бакалавриат мы реализуем для китайских студентов, поскольку в КНР он востребован. К сожалению, сегодня понятие бакалавриат не представлено ни в одной должностной характеристике специалиста, который необходим в России. Магистрантов готовим по направлению педагогика по двум профилям: высшая школа и средняя школа. В этом году мы вручаем первые дипломы 38 магистрам и объявляем свободный конкурс на 20 мест. Правда, в отличие от прошлого года, опыт которого мы учли, будем вести набор на заочное отделение. Мы готовы к двухуровневой системе. Скажут переходить завтра - перейдем, потому что все лицензии мы имеем. Но другой вопрос, нужен ли школе бакалавр. Иван Бумбар: - Мы с 2003 года уже выпускаем бакалавров по трем направлениям - агрономия, зоотехния, агроинженерия. В 2003 году выпустили 117 бакалавров, в 2004 - 130, примерно столько же в последующие годы, и в этом году у нас ожидается 122 бакалавра. Большая их часть продолжают образование и получают специальность у нас же, но многие, особенно агроинженеры, идут в армию, в ГИБДД. 16 студентов из хэйхэского университета мы учим по системе «два плюс три» (два года у них и три - у нас) и тоже выпускаем бакалаврами. Что касается магистратуры - начнем переход с 2008 года, будем принимать туда на платной основе. Корр. «АП»: - И все-таки, кто такой бакалавр - это недоученный магистр? Или кто? Елена Астапова: - Это человек, получивший базовый уровень высшего образования. Если абитуриент поступает на бакалавриат, он учится 4 года и получает диплом бакалавра, где указано направление его деятельности. В бакалавриате нет понятия специальности и квалификации, там есть понятие направления. Бакалавр готовится по направлению «экономика», в то время как специалист, отучившийся пять лет, получает диплом с указанием специальности, к примеру, «финансы и кредит». По окончании бакалавр может идти работать либо поступать в магистратуру и продолжать образование. Магистратура дает бакалавру навыки научно-исследовательской работы. Он может продолжать образование в аспирантуре, докторантуре. Если же абитуриент поступает на специалитет, он учится пять лет и получает диплом с указанием конкретной специальности. Он - специалист. И тут нужно четко понимать, что если молодой человек поступил на специалитет, он не может на 2-м или 3-м курсе перевестись на бакалавриат. То есть выбор абитуриент должен сделать изначально. Олег Лапицкий: - Но вчерашнему школьнику очень трудно будет определиться, не зная ни содержания программ, ни того, что его ждет в дальнейшем. Как вуз может помочь абитуриенту определиться с этим выбором? Юрий Сергиенко: - Есть государственный образовательный стандарт по бакалавриату, магистратуре, специалитету. Если такое желание возникает, можно ознакомиться с ним в библиотеке БГПУ. В Интернете на сайте Федерального агентства по образованию также можно получить всю информацию. Олег Лапицкий: - Дает ли эта система экономию средств для подготовки других специалистов? Юрий Сергиенко: - При подготовке бакалавров высвобождается всего год. Но имея базовую подготовку, бакалавр, скорее всего, должен пройти дополнительную подготовку по овладению специальностью или даже несколькими. Поэтому экономия денег тут - небольшая. Логика простая. Сколько учителей, работающих в школе, ведут разные предметы? Он физик, но ведет и математику, и химию, а порой еще и пение с рисованием. В этом плане бакалавриат - выход. Это может быть решением кадровых вопросов в сельских школах. Марина Бумбар: - В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую конвенцию. Это своеобразное соглашение о том, что вузовские дипломы признаются во всех странах-участницах. В 2003 году этот документ ратифицировала Россия. Чтобы наши выпускники без проблем могли поступать в европейские вузы, устраиваться в западные компании, необходимо привести отечественную систему образования к единому знаменателю. Закончить этот процесс предполагается к 2010 году. Переход на двухуровневую систему обучения - главный шаг в этом направлении. Планируется, что у нас две отрасли остаются в прежней традиционной системе высшего профессионального образования - это здравоохранение и госбезопасность. В Амурской области такими учебными заведениями являются АГМА и ДВВКУ. Олег Лапицкий: - Можно констатировать, что вузы подготовились к новым веяниям, держат руки на пульсе и готовы ко всем нововведениям, которые предлагает Министерство образования и науки. Нет растерянности, есть понимание процессов, которые идут в высшем образовании.

Возрастная категория материалов: 18+