Современные дороги не отвечают никаким требованиям. Однако по ним продолжают доставлять жизненно важные грузы, потому что другого пути в эти районы попросту нет. Наш корреспондент проехал на машине от Февральска до Экимчана и узнал, что такое северные дороги. Ралли «Париж - Дакар», проходящее по полному бездорожью, не идет ни в какое сравнение с дорогами севера Приамурья. Паромные переправы, крутые подъемы, деревянные мосты, готовые рухнуть в любой момент, непроходимая грязь, лесные заросли - это дорога, ведущая в районный центр Селемджинского района Экимчан. Она была построена в начале 20 века, основными перевозчиками в то время были верблюды и олени. За почти 100 лет дорога мало изменилась, только теперь вместо животных по ней курсируют многотонные грузовики, лесовозы, тяжелые бульдозеры и экскаваторы. В 20 километрах от Февральска селемджинский тракт прерывается и упирается в своенравную реку Селемджу, вода в которой за несколько часов может подняться на 8 метров. Если позволяет уровень воды, то перебраться на другую сторону можно на пароме. Единственная связующая нить - дизельный паром принадлежит ООО «Февральск-лес». На другой берег паромщик переправляет за 100-200 рублей, если машина легковая. Если идет грузовик, то стоимость соответственно увеличивается. - Сегодня на этом участке осталась только наша переправа, нам она необходима для транспортировки лесовозов с другого берега Селемджи, - говорит Станислав Красиков, генеральный директор ООО «Февральск-лес». - Машины администрации, прокуратуры, милиции мы перевозим бесплатно. Переправу на другом участке Селемджи по дороге в Златоустовск, эвенкийское село Ивановское содержит старательская артель «Хэргу». Золотодобытчики доставляют по ней топливо, бульдозеры, экскаваторы, запчасти. В то же время именно лесозаготовители и золотодобытчики сегодня в основном и разбивают автодорогу. Один за другим идут груженые лесовозы и бензовозы. - Весной, когда происходит оттаивание почвы, мы временно запрещаем проезд по дороге тяжелым машинам, - рассказывает Сергей Мельничук, глава Селемджинского района. - Летом тоже во время дождей останавливаем движение. Так нам удается хоть как-то поддерживать дорогу в рабочем состоянии, иначе по ней и на вездеходе будет сложно проехать. Лесозаготовительные и золотодобывающие предприятия с пониманием относятся к просьбам местных властей и ограничивают передвижение большегрузной техники, хотя и несут от этого определенные убытки. - Тяжелые машины - главная беда для дороги, но без доставки техники невозможно развивать месторождения на севере Селемджинского района, - продолжает глава района. - Так, без реконструкции автодороги ставится под угрозу разработка Маломырских залежей рудного золота. Более того, необходимо срочно строить мост через Селемджу в районе Февральска. Предполагается, что в период строительства обогатительной фабрики машины с грузами пойдут друг за другом в пределах 500 метров, то есть интенсивность движения повысится в десятки раз, и паромная переправа с таким количеством автомобилей явно не справится. Тем более что в мелководье переправить тот же многотонный экскаватор нельзя - паром сразу же садится на мель. Когда идут сильные дожди, селемджинцы заранее завозят в северные поселки продукты питания, потому что река может выйти из берегов, и работа парома остановится на несколько дней. Из-за несоответствия нормам безопасности ГИБДД запретила движение рейсовых автобусов между Февральском и Экимчаном. Теперь пассажиров в районный центр и обратно перевозят частники на микроавтобусах. 5 часов езды по разбитой дороге превращаются в экстремальное путешествие, которое нередко завершается смертельным исходом. На дороге каждый год происходят десятки аварий, и вдоль трассы можно увидеть памятники погибшим. Большинство местных водителей знают каждый поворот, спуск или овраг, куда зачастую уходят машины. - На этом участке даже сделали специальную дорогу вниз от трассы, чтобы доставать автомобили, потому что туда постоянно опрокидываются машины, особенно зимой, - показывает на обрыв водитель Алексей. Очевидцы рассказывают, что с наступлением холодов на дороге появляются новые преграды: образуются наледи, снежные заносы. Весной и осенью водители игнорируют запрещающие знаки, едут по замерзшей реке и уходят под лед. Дорога от Февральска до Экимчана сегодня никому не принадлежит, но местная администрация, понимая важность трассы, ежегодно заключает договоры с подрядчиками на содержание дороги: грейдирование, очистку от снега, ремонт мостов. Сейчас строители из Райчихинска возводят здесь мост через небольшую реку. Стоимость работ - 5 миллионов рублей. Главе района Сергею Мельничуку удалось доказать депутатам облсовета необходимость ремонта этого участка дороги, в итоге деньги выделили из регионального бюджета. - Почему сегодня у дороги нет хозяина? Если мы ее возьмем себе, то нам придется нести полную ответственность за ее содержание. Естественно, что все претензии той же ГИБДД будут адресованы нам. Амурупрадор дорогу готов взять только в том случае, если она будет соответствовать всем нормативам. А привести ее в нормальное состояние без областного или федерального финансирования не получится. Получается замкнутый круг, - объясняет Сергей Мельничук. - Поэтому главная проблема, о которой мы будем рассказывать новому губернатору, когда он приедет к нам в район, это состояние дорог в нашем районе. Кроме трассы, соединяющей Февральск с Экимчаном, в таком же состоянии находится дорога до Огоджи. Отсюда перевозится уголь до котельных поселков севера Селемджинского  района. Каждую   зиму    сотни КамАЗов курсируют между Огоджой, Токуром, Златоустовском, Экимчаном. От проходимости местных дорог здесь зависит весь отопительный сезон. Поэтому для Селемджинского района автомобильные трассы становятся дорогами жизни. И чтобы она не остановилась, в ближайшее время надо взяться за их реконструкцию. Селемджинский район.

Возрастная категория материалов: 18+