После всех перипетий рыночных реформ завод остался едва ли не единственным в Дальневосточном регионе производителем горнопроходческих комплексов, обогатительного, лабораторного и иного оборудования для недропользователей. По индивидуальному заказу Сейчас здесь выпускают приборы для промывки золота, запасные части к драгам, бульдозерам и шагающим экскаваторам. Всю продукцию и не перечислить, потому что действующее оборудование, гибкие технологии позволяют производить разнообразную номенклатуру изделий в зависимости от пожеланий заказчика. Она пользуется устойчивым спросом старателей Дальнего Востока, а это около 90 золотодобывающих артелей. Среди постоянных клиентов «Амурского металлиста» такие известные компании, как ОАО «Норильский никель» и «Печенганикель», якутские ОАО «Алдголд» и артель «Нижнеленское», «Криворожская железорудная компания» из Украины и корпорация «Казцинк» из Казахстана, «Полиметалл», Высокогорский ГОК и ООО «Берелек» из Магадана. Как рассказал генеральный директор ОАО «Амурский металлист» Владимир Квиткевич, особенность производства заключается в том, что оно сориентировано на выпуск достаточно уникальной техники по индивидуальным заказам. Для этого на заводе есть все технологические переделы: литейное, кузнечное, механическое, сварочное производство. Хотя такая специализация является отчасти вынужденной, поскольку каждое крупное машиностроительное предприятие стремится иметь серийное производство. И «Амурский металлист» в этом смысле не является исключением. В поисках заказчиков и инвесторов предприятие уже несколько лет участвует в различных выставках и ярмарках, регулярно встречает иностранных гостей, демонстрируя огромные производственные площади и технологическое оборудование. Несмотря на то что производственный план завода на 2007 год сверстан полностью (планируют выпустить продукции на 150 млн. рублей) и ряд заказов уже перетекает на следующий 2008-й, долгосрочная программа развития предприятия рассчитана на увеличение объемов производства. В том числе серийного - техники для различных отраслей экономики. Это новое оборудование для золотодобытчиков, а также для предприятий угольной отрасли (пяти- и десятитонные ковши для экскаваторов) и горнодобывающих комбинатов разной специализации. ГОКи всегда находились в сфере внимания амурских металлистов. И выпущенные здесь проходческие комплексы для восстающих выработок при добыче руды черных и цветных металлов некогда были отмечены Государственной премией СССР и дипломами ВДНХ. Они позволили в десятки раз повысить производительность труда в горнодобывающей отрасли. Благовещенские машиностроители до сих пор выпускают это уникальное оборудование, позволяющее проходчикам работать «во чреве матушки-Земли». Естественно, с учетом современных наработок - на предприятии ведется постоянная модернизация комплексов, цель которой - увеличение скорости и высоты проходки. В меняющихся обстоятельствах По словам заместителя директора по маркетингу Валерия Бушманова, структура золотодобычи в последние годы меняется и в Амурской области, и в других регионах. Россыпи истощаются, идет смена технологий - переход к освоению коренных месторождений. Соответственно и машиностроители перестраивают производство, ориентируясь на выпуск буровых станков, предназначенных для добычи рудного золота. Все большим спросом горнодобывающих предприятий в последнее время пользуются буровые станки ударно-канатного бурения, которые до этого в основном использовались мосто-строителями. Эта техника хорошо зарекомендовала себя на скальных и мерзлых грунтах, подчеркивает Валерий Владимирович. В текущем году шесть таких станков заказало ОАО «Норильский никель», два из них уже отправлены, третий готовится в дальнюю дорогу. Два станка приобрел Покровский рудник. Бурное развитие горнодобывающей промышленности повышает потребность в новом прогрессивном оборудовании. Машиностроители стремятся не упустить этот шанс и для своего развития, подчеркивает Владимир Квиткевич. Сегодня инженерные силы завода заняты освоением нового станка «Буран-1», предназначенного для бурения взрывных скважин диаметром 165 мм на глубину до 50 метров с применением погружного пневмоударника. Сейчас идет доработка конструкторской документации, на предприятии вновь создан конструкторский отдел, некогда сокращенный в связи с падением объемов производства. Для машиностроителей очевидно: на рынке можно удержаться, только предлагая современную технику. - По производительности станок будет соответствовать мировым аналогам, электропривод позволит обеспечить экономичность буровзрывных работ, а также простоту и надежность в обслуживании и эксплуатации, - рассказывает генеральный директор. - Создается он на основе технического задания ОАО «Покровский рудник», на их же полигонах пройдут приемочные испытания и обкатка первого станка уже в конце этого года. Поскольку в России такой техники не производят, а зарубежные аналоги выпускают только в нескольких странах, на предприятии убеждены, что освоение этого станка будет шагом вперед не только для завода, но и для горнодобывающей отрасли в целом. Предприятию же это позволит увеличить объемы производства и круг потенциальных заказчиков. Хотя здесь не скрывают, что рост производственной программы ставит ряд острых проблем. И первая из них, по словам заводчан, кадровая. В коллективе сейчас трудится порядка 460 человек. Но уже сегодня с учетом всевозрастающих объемов здесь готовы принять как минимум человек 30. Но, подчеркивают, специалистов - конструкторов, токарей, фре-зеровщиков, слесарей-сборщиков 4 - 6 разряда. Взять их, к сожалению, практически негде. Хотя, по словам директора, средняя зарплата на заводе 8800 рублей, а те, кто дело делает со знанием и не считаясь со временем, получают по двенадцать - двадцать тысяч. Костяк здесь сохранился крепкий - пережили этапы падения производства, выдюжили реструктуризацию (в этом году завод рассчитается по всем налоговым долгам), а вот рост объемов без дополнительного притока мастеровых людей не осилить. Рабочее пополнение не ждут как манны небесной, а ищут по всей области, в ближнем и дальнем зарубежье. - Пытались решать проблему несколькими способа-ми, -рассказывает Валерий Бушманов. - Привлекать специалистов из Китая. Давали рекламу в Хэйхэ, Цицикаре, Харбине, но в результате привлекли лишь пять человек, которые у нас раньше работали. Сейчас и в Китае обеспеченность работой достаточно высокая, а разница в зарплате не такая большая, чтобы люди бросали свои семьи и ехали сюда. На протяжении последних пяти лет ездим по районам, зазываем сельскую молодежь, обучаем. Но многие задерживаются до первой зарплаты... Пробовали решать проблему, приглашая на завод выпускников ПУ, но им через полгода в армию. Пытались привлечь кадры из бывших союзных республик. И это оказалось сложным: в Узбекистане не удалось даже опубликовать объявление в газете, «завернули» на министерство труда и экономики, а там порекомендовали оформить заявку на 100 - 200 человек. - Но в таком количестве нельзя найти квалифицированных станочников 4 - 5 разряда, - сетует Валерий Владимирович. - Значит, это будут не специалисты. Сегодня пришли к выводу, что если брать ребят, то после армии, тех, кто по направлению Центра занятости получают специальность в учебно-курсовых комбинатах. И делают это не потому, что папа с мамой отправили, лишь бы не болтался, а для того, чтобы устроиться на работу. Надежда на «социалку» и здравый смысл Для пополнения на заводе создается общежитие: в административно-бытовом корпусе подготовлено около десяти секций для семейных и 40 мест для тех, кто пока семьей не обзавелся. Для работников завода действует небольшой здравпункт со своими физиотерапевтическим и процедурным кабинетами, в столовой частично компенсируется стоимость обеда, а на работу и с работы доставляет заводской автобус. На вопрос о целесообразности сохранения так называемой «социалки», которую многие предприятия в период рыночных реформ решительно с себя сбросили, директор сказал вполне однозначно: - И очень зря сбросили. Потому что без «социалки» программу развития завода не выполнить. На предприятии идет техническое перевооружение, и без молодых квалифицированных специалистов его не осуществить. Чтобы иметь нормальные кадры, нужно решать социальные проблемы. В дальнейшем планируем строить общежитие, решать вопросы по ипотечному кредитованию наших работников, возможно, с частичным возмещением процентной ставки. Проблемой номер два на заводе называют очень высокий железнодорожный тариф, поскольку комплектующие и металлопрокат получают с Урала и европейской части страны. Это повышает себестоимость и снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции. - Раньше для дальневосточников существовали льготы, -говорит Валерий Бушманов. - Чем больше расстояние, тем ниже тариф. Сейчас стоимость железнодорожного тарифа в стоимости отдельных материалов, скажем, таких, как огнеупорные пески, стеклоглыба, составляет до 30 процентов. И пока здесь пути решения не видно. Возможно, эти вопросы должно регулировать правительство. Наверное, стоит их заострять и нашим депутатам. Об этом, как и о других типичных проблемах отрасли -нехватке оборотных средств, катастрофическом старении основных фондов и недозагрузке предприятий машиностроительного комплекса - речь шла на недавнем учредительном съезде Союза машиностроителей России. Владимир Квиткевич вместе с директором ООО «Кранспецбурмаш» Павлом Березовским представляли на нем коллег Амурской области. Настрой, с которым они вернулись домой, можно назвать оптимистичным. Этому способствовал достаточно высокий уровень участников съезда, перед которыми выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. Похоже, правительство поворачивается лицом к гражданскому машиностроению, понимая, что вечно сидеть на нефтегазовой игле невозможно. Да и развитие нефтегазового и горнодобывающего комплексов требует новой отечественной техники. Амурчане избраны в руководящие органы союза: Павел Березовский - в Центральный совет, а Владимир Квиткевич - в ревизионную комиссию. На днях в Москву ушли учредительные документы Амурского отделения Союза машиностроителей России. Руководители предприятий отрасли решили бороться с проблемами общими усилиями.

Возрастная категория материалов: 18+