Новизной дорожного покрытия северный город похвастаться не может. В капитальном ремонте здесь нуждаются практически все улицы. Однако пока администрация только латает трассы, заливая в асфальте ямы и трещины, появившиеся весной. «Заплатки», по мнению автомобилистов, делают дороги еще более ухабистыми. Кроме некомфортной езды, это сказывается и на состоянии машин. - В авторемонт теперь приходится заворачивать чуть ли не каждую неделю, - рассказывает Сергей Иващенко, прокатавшийся на «Ладе» семь лет. Разболтавшиеся подшипники еще можно подтянуть самому, но вот только вчера вынул из механизма деталь, расколовшуюся от тряски на две части. Тут уже самостоятельно не справиться. Пришлось покупать новую запчасть и доверить ее установку специалистам. Кстати, асы авторемонта сообразили, что колдобины на городских дорогах - это золотая жила. За пару месяцев цены на услуги выросли на 100 - 1000 рублей. Сегодня несложная операция по регулировке ходовой части стоит от 5 тысяч целковых. Мелкие детали меньше чем за 500 рублей не купить. Один амортизатор на отечественного железного коня стоит 350 рублей, а их необходимо четыре. «Смягчить» ход иномарки обходится в пять раз дороже. За срочный ремонт слесари, не стесняясь, накидывают по три тысяче сверху. Больше всего страдают немногочисленные владельцы японских автомобилей. Неж-ная техника из Страны восходящего солнца к нашим трассам не очень приспособлена, а зейский метод ремонта дорог доводит ее почти до комы, жалуются водители. Есть в Зее еще одна каста водителей, которая очень страдает от неровных дорог. Это владельцы «микриков», занимающиеся перевозкой пассажиров поездов из Тыгды и в Тыгду. Ежедневно к железной дороге направляется около 10 автобусов, утяжеленных путешественниками. От Зеи до железнодорожной станции ехать более полутора часов по лесистой местности. Разбитые на городских дорогах автомобили регулярно ломаются далеко от населенных пунктов. Пока шофер вызванивает ремонтную бригаду или просит помощи у редких проезжающих автолюбителей, пассажиры судорожно смотрят на часы, подсчитывая минуты, оставшиеся до поезда. - Пока никто на свой рейс не опаздывал, - рассказывает водитель одного из микроавтобусов Григорий Самойлов. - Компенсировать траты людей на билет и моральный ущерб не приходилось. Но где гарантия, что через неделю не случится такая серьезная поломка, после которой пассажиры пойдут в Тыгду пешком? Не замечать подобной проблемы мэрия не может, но решить ее в одночасье тоже не способна. Чтобы содержать дороги хотя бы в рабочем состоянии, необходимо 150 миллионов рублей. Капитальный ремонт с проведением водоотводов, заменой полотна, применением современных материалов, оформлением ливневой канализации потребует 320 миллионов. Из городского бюджета на этот год выделено всего 10. - Старые пыльные трассы с остатками асфальта - «наследство» прежней администрации, - объясняет первый заместитель главы города Валерий Годованюк. - Также нам досталась солидная кредиторская задолженность, которую мы погасили только сейчас. Поэтому казна очень скудна. Усугубила состояние дорог нестандартная зима - полотно весной начало расползаться. Сейчас мы ведем ямочный ремонт. В прошлом году мэрия приобрела специальную машину для заливки колдобин эмульсией. Эта техника успевает обслужить все проблемные участки в городе. Однако до полной замены автодорожного покрытия далеко. Сейчас свежий асфальт положен в переулках Грековском и Пушкинском по улице Полины Осипенко. Составлен план по приведению в порядок улицы Магистральной. Окружная дорога дает выход в область, связывает Зею с центром. Также это основная транспортировочная артерия: по ней возят лес, уголь, продукты. Для передвижения грузовиков необходима хорошая гладкая трасса. В нее нужно вложить как минимум 15 миллионов рублей. Единственное, на что сегодня могут рассчитывать местные чиновники, - помощь области. Зея.