Некоторые критики выделяют еще один поджанр - экранизация книг Стивена Кинга. Это снятые на пленку паранойи с элементами психоделики и почти наркотическими галлюцинациями. В кинопрокат вышел очередной такой ужас «1408». Несчастливое число Майка Американский писатель Майк Эшлин пишет псевдодокументальные истории о привидениях. Его жизнь - путешествие по маленьким городкам, увядающим гостиницам и другим местам, которые на своих буклетах указывают: «У нас водятся привидения». Он специально сгущает краски в своих книгах, цинично измеряет степень ужаса не количеством звездочек, а в черепках, однако не верит ни одному написанному собой слову. Единственное, что он понял во время своих изысканий - призраков не существует. Однажды Майк получает анонимную открытку с видом нью-йоркского отеля «Дельфин» и неровной надписью: «Не входи в номер 1408». Сумма знаков равняется несчастливому числу 13 - то ли это шутка, то ли возможность написать действительно хорошую книгу, то ли перспектива столкнуться с настоящим кошмаром. - Никто не продержался здесь больше часа, - пытался предложить Майку другой номер менеджер отеля. - Здесь от несчастных случаев умерло полсотни человек, еще 30 - от странных самоубийств. Запасясь алкоголем, нигилизмом и иронией, Майк все же входит в нехорошую комнату. Час кошмара Майка оборачивается полуторачасовым ужасом для зрителей. Комната-патологоанатом Король ужасов в рассказе «1408» описал Чистое Зло, шведский режиссер Михаэль Хафстрем попытался его снять. Оказалось, что концентрированное зло показать также трудно, как через видеоряд передать многообразие запахов («Парфюмер») или блуждание в лабиринтах подсознания («Клетка») - без упрощений и схем все равно не обойтись. Со своим скромным стажем в кино европеец Хафстрем потратил 25 миллионов долларов, собрал чуть больше 57 и положил в мировую копилку фильмов ужасов еще один средненький продукт с быстро истекающим сроком годности. То, что царапает кожу мурашками на страницах романов, картинка превращает в китч, в шаблон. Собственно в ленте два персонажа: писатель в исполнении Джона Кьюсака и сам номер в исполнении декораторов и мастеров компьютерной графики. Есть еще менеджер отеля - Семюэль Л. Джексон. Он выполняет роль катализатора. Появляется в кадре всего 10 минут, но успевает спровоцировать Майка на конфликт, проиллюстрировать его пристрастие к алкоголю, резюмировать победу писателя над злом. в общем, помогает зрителю увидеть в Майке человека. Номер 1408 тоже раскрывает главного героя, но уже как патологоанатом. Он становится территорией тестирования и ретроспекций: вот умершая от страшной болезни дочь писателя, вот его скандалы с женой, вот сволочной отец на кресле-каталке, вот момент развенчания Бога как спасителя... Вот возможность покончить с этим адом через самоубийство. Первые 20 минут фильма выдержаны в очень кинговской манере. Герои настоящие, поведение живое, характеры индивидуальные. Ломка начинается после того, как за Майком захлопывается дверь адского номера. Сила господина Стивена в том, что как только читатели поверили в реальность описанного, как только начали идентифицировать себя с персонажами, их кидают в кошмар, который они уже считают собственным. Слабость Михаэля Хафстрема в том, что построить индивидуальный для каждого ужас он не смог, а воспользовался стандартным набором приемов. Его понять можно - даже очень хорошо прописанные в книге фантомы на экране не смогут виться вокруг самих себя. Поэтому режиссеру пришлось в сюжет добавить пару опорных моментов, которые все и сломали. Явление дочери со словами «папа, папа», скандал с женой, видеосъемка семейных забав. Экран исказил еще одну основополагающую кинговскую категорию «Абсолютное зло». Причина появления чего-то Иного в отеле не раскрывается. Никакой маньяк здесь аурой не наследил, мама дочку подушкой не задушила, влюбленные в отместку родителям в окно не выпрыгнули. Мастеру ужасов вполне достаточно «нехорошего» стечения цифр на двери номера, чтобы комната стала порталом в параллельную вселенную, из которой просачивается кошмар. Метрдотель в разговоре с напористым писателем сделал акцент: «Это не призрак и не фантом, это чистое зло». Это Зона из «Пикника на обочине» Стругацких. Однако режиссеру «1408» передать стерильное зло без пропуска его через призму самоанализа главного героя не удалось. С общефилософского плана проблему пришлось свести на психолого-бытовой уровень: угрызение совести, разочарование, опущенные руки, сменяющиеся героическим блеском в глазах. Кстати, образы нужно не только хорошо снять. Их надо было придумать такими, чтобы каждый зритель от первого кресла первого ряда до «поцелуйных мест» проникся безысходностью и отчаянием. Хафстрем на пару с Кингом смог вселить жуть эстетствующим киноманам. Схема эвакуации, вывешенная в номере, обозначает лишь одну комнату в отеле, остальное - черный фон. Картины на стенах в апогей психоза - нет, не оживают - меняют детали так, что пасторальные мотивы становятся кошмаром. От диалогов с потусторонним миром телефон растекается, как на лучших полотнах Сальвадора Дали. Однако куда больше в фильме реверансов в сторону зрителей с попкорном. Безвкусица врывается в кадр: ползущая по вентиляционной шахте карликовая мумия, беспричинно вырубающийся свет. Стандартный напор пугалок компенсируется нервозностью камеры, причудливыми ракурсами и клипмейкерской манерой монтажа. Прошлая экранизация книги Кинга «Тайное окно» прошла почти незамеченной, несмотря на то, что главную роль исполнял Джонни Депп. Однако гений актера не спас фильм от забвения. Скорее всего, также произойдет и с «1408». Как бы Кьюсак правдоподобно ни изображал цинизм, любопытство, истерику и усталость, в целом кино больше пяти черепков по системе Майка Эшлина дать трудно. Зрительское жюри Анатолий Филатов: «Кино очень понравилось. Это «Ведьма из Блэр», но в декорациях современного Нью-Йорка. «Один дома» - только наевшийся кислоты. «Алиса в стране чудес» - при условии, что все чудеса сосредоточены на 56 квадратных метрах, а Труляля и Траляля заменили уборщицей, которая вырезает себе глазки маникюрными щипчиками. «1408» меняет если не жанр ужасов, то уж представление об особенностях гостиничного бизнеса - точно». Елена Гольник: «Фильм обескураживает своими непроходимыми построениями: герою кажется, что ему кажется, что ему на самом деле не кажется. Вышла из зала с ощущением незаконченности и подозрением, что кошмар перетек в мою жизнь». Факты о фильме В своем рассказе Стивен Кинг вдохновлялся историей настоящего парапсихолога Кристофера Чэйкона, который описал свое исследование номера, одержимого духами, в отеле «Дель Коронадо» в Коронадо, штат Калифорния. Рассказ Кинга фактически никогда не был опубликован в печатном виде. Сюжет он использовал для своей книги «О писательском мастерстве», однако история ему нравилась, поэтому он включил ее в цикл рассказов для аудиосборника. Жену Майка Лили должна была сыграть Кэйт Уолш. Однако актриса была связана контрактом с сериалом «Анатомия Грэя» и на момент съемок не смогла покинуть шоу. Ее заменила Мэри МакКормак. Одну из жертв номера 1408 зовут Грэйди. Грэйди также имя одной из героинь «Сияния», другой истории Кинга об ужасном отеле. В фильме немалое количество указаний на несчастливое число 13. Несчастливый номер находится на 13-м этаже (притом, что в американских гостиницах не бывает 13-х этажей, и после 12-го сразу идет 14-й); на ключе к номеру стоит число 6214, что тоже в сумме дает чертову дюжину. Адрес отеля - Ленсингтон, 2245 (13!); и, наконец, первая жертва погибла в отеле в 1912 году: вновь при пересчете - 13. По фильму одна из ранних книг Майка называется «Долгий путь домой». Управляющий отелем путает название и произносит его как «Долгая прогулка»; так называется один из романов Кинга. Кинокритики признали самой удачной экранизацией Стивена Кинга фильм Стенли Кубрика «Сияние», оценили также «Способного ученика», «Кэрри» и «Зеленую милю». Самой странной интерпретацией назван «Газонокосильщик».