«Корней Чуковский»: трудно быть гением Литература тускнеет на фоне судьбы Корнея Чуковского. Это не судьба - это роман. Журналист и писатель Ирина Лукьянова в очередной книге серии «Жизнь замечательных людей» на протяжении 980 страниц развенчивает миф о добром дедушке Корнее, создавая роман-биографию творца, разделившего с 20-м веком-волкодавом все его кошмары и страшные сны. Незаконнорожденность и трудное детство, недополученное образование из-за закона о «кухаркиных детях», ранняя женитьба и необходимость кормить семью. Корней Чуковский занимался журналистикой, литературной критикой, переводил стихи и прозу английских писателей, читал лекции - и считал это главным делом своей жизни. Он таким образом служил ее величеству литературе. Он ее великолепно знал, чувствовал и отстаивал ее интересы перед кем угодно. Как критик он был беспощаден, даже если разбирал творчество лучших друзей. Не все друзья это выдерживали, многие тут же превращались во врагов. Но Корней Чуковский принципам не изменял - его высокие требования к высокому искусству оставались таковыми всю жизнь. Когда он стал отцом четверых детей, он понял, что в России нет детской литературы. Он ее создал. Удивительно, но «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Тараканище» были созданы друг за дружкой на протяжении нескольких лет. Это наша классика, на которой выросли мы, на которой растут наши дети. Он нащупал верное направление, почему же его оригинальные детские сказки умещаются в не очень толстую книгу? Ответ на этот вопрос дает роман-биография, написанная Ириной Лукьяновой. Таланты - это босые души. Эпоха, проносясь мимо, не глядя, от души хлещет плеткой всех. Но босым душам достается больнее всего. Сейчас смешно читать, что «Муху-цокотуху» в 1920-е годы критиковали за «антисоветчину». В стране коллективизация, а у Чуковского - «жуки рогатые, мужики богатые». «Тараканище» вообще трактовалось как политическая сатира на сталинизм, хотя Чуковский, всегда далекий от политики, в 1922 году (когда писалась эта сказка) вряд ли слышал о Сталине. Но как большой художник, он уловил грядущую атмосферу большого террора. Репрессии, в ходе которых исчезали навсегда близкие люди, смерть младшей дочери, позднего и самого любимого ребенка Мурочки, которая была музой писателя, гибель на войне одного из сыновей, неоднократные цензурные запреты на публикацию сказок. До творчества ли, до свободного ли полета мысли, до игры ли в бисер, когда эпоха то и дело обрушивает на писателя со всей тяжестью свои удары? «Не утоливший жажды»: отражения Тарковского О режиссере Андрее Тарковском много писали в начале 1990-х. В то время появилось несколько искусствоведческих сборников, открывавших читателю глаза на новизну его творческого метода, а также книги с воспоминаниями коллег о кинорежиссере, не признанном в своей стране. Тогда это все было своего рода сенсацией. Судьба художника-невозвращенца, не пожелавшего поступиться творческими принципами в угоду тоталитарной системе, вызывала горячее сочувствие. Поступки чиновников от кино - взрывы праведного гнева. Сейчас, когда мы давно знаем о Тарковском все, что еще можно добавить? Его судьба вошла в энциклопедии, его фильмы заслуженно легли на золотую полку киноклассики. Тем не менее Александр Гордон, сокурсник Андрея Тарковского по режиссерскому курсу ВГИКа, женившийся на его сестре Марине, принимается за воспоминания. Это очень непритязательный и в то же время честный рассказ - о первой встрече с Тарковским, о том, каким он был в семье. Рассказано о женах и сыновьях великого режиссера и непростых внутрисемейных отношениях. Появляется в повествовании и Арсений Тарковский - отец режиссера. Несколько глав посвящено матери Андрея, чей образ в фильме «Зеркало» талантливо создала Маргарита Терехова. Воспоминания личные, но без оттенка скандальности. Гордон подчеркивает, что русская интеллигенция - это особый состав крови, особое отношение к жизни, умение переживать моменты наивысшего счастья и трагических падений. Он пишет о взаимонепонимании между интеллектуальной элитой и толпой даже на бытовом уровне, не говоря об уровне искусства.