Конечно, можно предположить, что на этих предприятиях люди работают из большой любви к своему делу, но, скорее всего, руководство просто экономит на налогах, выплачивая коллективу часть заработка «в конвертах». Для того чтобы прояснить ситуацию, работодателей регулярно приглашают на заседания комиссий по легализации теневой заработной платы, в которых, помимо налоговиков, принимают участие представители прокуратуры, инспекции по труду, отделений Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и органов внутренних дел. В тех городских округах и муниципальных районах области, где власти заинтересованы в пополнении доходной части бюджетов, аналогичные комиссии созданы при администрациях. Главная их цель - формирование реальной налоговой базы и повышение собираемости налогов. В 2007 году основанием для приглашения руководителя на комиссию является отклонение зарплаты, выплачиваемой сотрудникам, не от прожиточного минимума, как в 2006 году, а от уровня средней заработной платы по виду экономической деятельности (ВЭД) в Амурской области, который рассчитан на основе статистических данных. Наибольший процент выплат официальной заработной платы ниже среднего уровня по виду деятельности приходится на малый и средний бизнес, а именно на группу «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования». Применение «серых» схем по данной категории предприятий и индивидуальных предпринимателей характерно для 50% работодателей. В обрабатывающих производствах этот показатель составляет около 12,1%, в строительстве - 11,4%, по виду экономической деятельности «транспорт и связь» - 6,5%. По итогам первого полугодия 2007 года на заседаниях комиссий было заслушано около 1100 плательщиков, в том числе в налоговых органах - 860. Повысили среднюю зарплату работникам до среднего уровня по ВЭД 923 работодателя. Задача комиссии состоит в том, чтобы убедить плательщиков отражать в налоговой отчетности реально выплачиваемую работникам зарплату и исчислять из нее налоги. Очевидно, что все больше руководителей стремится выплачивать «белую» зарплату. Однако есть и такие, которые не хотят идти на контакт с налоговыми органами. В июне этого года материалы по пяти налогоплательщикам, которые проигнорировали приглашение на комиссию, направлены в мировой суд для вынесения решения о привлечении их к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ. Когда работодатель платит зарплату втемную, а работник получает ее в конверте, то оба входят в сговор и грубо нарушают закон. Один не платит единый социальный налог и взносы на пенсионное страхование, а работник - налог на доходы физических лиц, который полностью остается на территории субъекта и является основным источником доходов муниципальных бюджетов. В последние годы уровень жизни населения Амурской области вырос. За пять месяцев текущего года темпы роста заработной платы составили 121,9%, а в абсолютном выражении средняя зарплата насчитывает 11 тысяч 965 рублей. В январе - июне 2007 года денежные доходы населения сложились в сумме 40 млрд. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,4 млрд. Темп поступления налога на доходы физических лиц за 5 месяцев 2007 года опередил темп роста зарплаты на 1,8 процентных пункта и составил 122,8%. Немалую роль в этом сыграла и работа комиссий по легализации доходов. 30 мая 2007 года приказом ФНС России утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, одним из положений которой является повышение налоговой дисциплины и грамотности плательщиков. Федеральная налоговая служба этим документом довела до сведения организаций и предпринимателей механизм планирования и отбора плательщиков для проведения мероприятий налогового контроля. Ранее эта информация являлась закрытой. В концепции установлены критерии самостоятельной оценки рисков, в соответствии с которыми каждый плательщик может определить вероятность проведения в отношении него выездной проверки. К ним, в частности, относится выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Документ размещен на сайте ФНС России. При планировании выездного налогового контроля инспекциями постоянно используются сведения, поступающие на телефоны доверия (телефон управления - 390-565). Данная информация находит свое подтверждение или опровержение в ходе выездных проверок организаций, в рамках которых также применяются опросы персонала, в том числе уволившегося. За шесть месяцев 2007 года проведены 242 выездные проверки. По результатам контрольных мероприятий доначислено 87,4 млн. руб., в том числе налога на доходы физических лиц - 45,9 млн. руб., единого социального налога - 39,3 млн. руб., взносов на пенсионное страхование - 2,1 млн. руб. В ряде случаев подтвердились факты ухода от налогообложения и выплаты «теневой» заработной платы. Сумма скрытых от обложения выплат в пользу физических лиц составила 5,6 млн. рублей. Дополнительно начислено в бюджет 3,6 млн. рублей, в том числе НДФЛ - 1,8 млн. руб. Кроме того, в ходе проверок контрольно-кассовой техники были организованы контрольные мероприятия по выявлению «конвертных» схем налогообложения. Выплаты и вознаграждения «в конверте» или без оформления трудовых договоров установлены в 198 случаях. Информация о работодателях, не оформивших трудовые отношения с наемными работниками, передана в прокуратуру и инспекцию по труду для принятия предусмотренных законодательством мер. Во избежание риска попадания в группу проверяемых рекомендуем плательщикам систематически оценивать результаты своей финансово-хозяйственной деятельности согласно критериям, приведенным в концепции, и при необходимости уточнять налоговые обязательства. Пресс-служба УФНС России по Амурской области.