Может сложиться впечатление, что дела в этом секторе экономики, как нигде, благоприятны. Однако и по количеству проблем строительной отрасли трудно найти «конкурентов». «Одно окно» для всех чиновников Трудности начинаются отнюдь не на стройплощадке, а еще на этапе запуска проекта. По словам президента Российского союза строителей Виктора Забелина, поступательное развитие отрасли уже затормозилось по ряду причин. Одна из важнейших - сроки согласования. «К примеру, на 100-квартирный жилой дом необходимо получить от 170 до 180 согласований», - отмечает специалист. В итоге весь процесс согласования занимает в среднем около года. На практике это приводит не только к увеличению сроков сдачи объекта, но и к росту стоимости недвижимости. Ведь сегодня, как отмечает вице-президент национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко, около 30 процентов от стоимости квартиры составляют взятки, которые застройщики платят за ускорение оформления документов. Изменить ситуацию способно создание системы «одного окна». В этом случае строители могли бы получить сразу все необходимые разрешения. Уже в начале этого года заместитель министра регионального развития РФ Юрий Тыртышов представил проект, который позволит упростить процесс прохождения экспертиз при строительстве объектов. Согласно документу все согласования будут проводиться в одном органе. Сейчас же, по данным Ассоциации строителей России (АСР), компании вынуждены проходить по 13 экспертиз и собирать около 180 подписей. «Прозрачные» финансы Безусловно, многие проблемы в строительной отрасли связаны не только с бюрократией, но и с внутренними причинами. О том, что у большинства компаний есть неиспользованный резерв для снижения сроков сдачи и стоимости зданий, свидетельствуют результаты исследования «Автоматизация в управлении бизнес-процессами в строительстве», которое провели аналитики АСР. Проанализировав деятельность более 50 компаний - лидеров отрасли, эксперты пришли к выводу: лишь в 12 процентах организаций регламентированы более 80 процентов бизнес-процессов, в 63 процентах регламентированы лишь 30 - 50 процентов. Иначе говоря, лишь в 12 процентах строительных компаний «бумаги» находятся в порядке, и то на 80 процентов. А в большинстве других фирм имеются широкие возможности для нерационального распоряжения денежными и иными средствами. Генеральный директор девелоперской компании «Альянс Континенталь» Алексей Чаленко подчеркивает, что на Западе сегодня наблюдается огромный интерес к российской строительной индустрии. Останавливает инвесторов именно низкая финансовая прозрачность рынка. Улучшить ситуацию в этой сфере - в интересах самих же строительных компаний. Основной показатель финансовой прозрачности - формирование отчетности по международным стандартам. В настоящее время, по данным экспертов АСР, таким образом работают лишь 6 процентов опрошенных строительных компаний. Где искать кадры? Еще одна важная проблема данного сегмента экономики - это дефицит кадров. Светлана Рычкова, консультант кадрового агентства «ЮНИТИ-СЭТ», отмечает: «По нашим наблюдениям, сегодня на рынке труда востребованы сметчики, прорабы, конструкторы, архитекторы, проектировщики, специалисты по согласованию и т.д.» Для многих соискателей мотивирующим фактором, наравне с достойным компенсационным пакетом, является перспектива профессионального роста в компании, например возможность повышения квалификации и посещения языковых курсов. В целом, по прогнозам рекрутеров, напряженная кадровая ситуация в строительной сфере сохранится еще долго. Сейчас потребность рынка жилья намного превышает возможности отрасли. Так, по словам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, к 2010 году в России должно быть введено в эксплуатацию более 80 миллионов квадратных метров. Кроме того, реализация программы «Доступное жилье» повлечет за собой спрос на квалифицированный персонал не только в Москве, но и в регионах России. «Одно из последствий кризиса строительной отрасли 90-х годов - это то, что в настоящее время значительная часть профессионалов - уже не молодые люди. Поэтому необходимо стимулировать приток молодежи в отрасль и дать ей возможность перенимать опыт у старшего поколения. При разумном подходе и заинтересованности работодателей потенциала российской молодежи достаточно для обеспечения рынка квалифицированными кадрами», - подчеркивает консультант «ЮНИТИ-СЭТ». Не «отключайте» стройку Острота кадрового вопроса сопоставима по уровню сложности с накопившимися за долгие годы инфраструктурными проблемами. Ставшая уже легендарной тема «плохих дорог» и железнодорожных сообщений актуальна и в строительной сфере. Так, совладелец международной группы КНАУФ Николаус Кнауф обращает внимание на такую проблему, как отсутствие достаточного количества вагонов и локомотивов у Российских железных дорог: «С 1993 года из оборота РЖД изъята одна треть вагонов, поэтому необходимо строить новые заводы по производству вагонов и локомотивов». Кроме того, по словам Николауса Кнауфа, «российской промышленности для ее развития в будущем необходимо больше энергоносителей - неважно, будет это газ или электроэнергия. Здесь не обойтись без строительства новых электростанций». В целом можно говорить, что в стоимости будущего «квадратного метра» заложены издержки не столько на само возведение объекта, сколько на создание инфраструктуры. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Круглика, выходом из этой ситуации могло бы стать разграничение затрат. «Мы убеждены, что уровень бюджетной системы (субъекты Федерации, муниципальные образования. - Ред.) должен нести ответственность за строительство своих объектов, а инвестор и застройщик лишь непосредственно за возводимое жилье. В этом случае покупатель будет платить именно за квартиру, а не за всю сопутствующую инфраструктуру, а также появится возможность адекватно оценить уровень реальных затрат и заявляемой цены», - отмечает Сергей Круглик.