Автором их может стать любой из вас. Материалы рубрики «У лесного костра» расскажут о наиболее примечательных историях, случавшихся когда-либо с любителями природы. Не будут забыты любители экстрима и путешествий. Эти материалы будут объединены заголовком «По краю родному». Справиться с недугом поможет «Лесная аптека». Ее материалы будут публиковаться также на странице «Вольный ветер». А что вы скажете о рубрике «Хочешь - верь, а хочешь - нет»? У каждого, читатель, наверняка имеется случай, о котором стоит поведать другим. Здесь будут также опубликованы материалы о птицах, животных и растениях, занесенных в Красную книгу России, наиболее примечательных явлениях природы. Итак, до встречи с «Вольным ветром»! Пусть будет он всегда попутным! * * * ТОРНАДО ПОКАЗЫВАЕТ ХАРАКТЕР Хотя на север Амурской области торнадо «залетел» год назад, следы его пребывания наблюдаются и поныне: деревья, в частности, сломаны на пяти-, шестиметровой высоте от корня. Примечательно, что лес повален на протяжении многих десятков километров. К счастью, торнадо шел узкой полосой и не затронул ни один населенный пункт. Но сфотографировать его все-таки удалось, это сделал начальник старательского участка Колболок Павел Высиделко, который к концу рабочего дня возвращался на свою базу. Заранее извиняемся перед читателем за непрофессиональную съемку: сделана она с помощью сотового телефона. Зато окупается редкостью и уникальностью кадра, согласитесь! Автор данных строк, например, более полвека прожил в Приамурье, но не припомнит ни одного аналогичного случая. Бесспорно одно: климат нашей планеты изменился настолько, что даже к нам в гости стали наведываться торнадо... * * * ЗА АДРЕНАЛИНОМ НА АКИШМУ «Акишма - левый приток реки Нимана. Длина 196 километров. Начинается на южном склоне хребта Эзоп». (Из географического словаря Амурской области) Первый шаг - виртуальный Любая дорога начинается с первого шага. Физического или, так сказать, виртуального. Как случилось и в нашей ситуации. Ознакомившись в Интернете с информацией об Акишме, мы твердо решили спуститься по этой реке. Акишма заслуживает самого достойного внимания. Протяженность этой водной артерии около 200 километров, но на ее порожистом участке насчитывается более сотни водных преград. А 15 порогов, так сказать фирменные, имевшие свои названия. Среди них «Разбойник», «Апперкот», «Аполлон», «Атланты»... Большинство их четвертой категории сложности, но встречаются и пятой... А вот туристы-водники насчитывают всего шесть категорий - есть над чем призадуматься! Вспомнилось шутливое изречение: после выпивки Геракла всегда тянуло на подвиги. И хотя маршрут по Акишме разрабатывался на трезвую голову, лестно было отождествлять себя с этим античным героем. Идти решили на катамаране, который нам любезно предоставил руководитель владивостокского клуба «Сплав» Геннадий Кариков. Сам он четырежды ходил по Акишме, изучил реку в совершенстве. Узнав, что в путешествие собираемся вдвоем с сыном, даже рассердился: - Да ведь это безумие, ребята! Без страховки Акишму не преодолеть. Случись ЧП, и из застенков реки не выбраться. - Но у нас солидный опыт, - возражали мы. - Тем более... Забегая вперед, скажу, что пророчества Геннадия Григорьевича, увы, оказались пророческими. Мы едва не остались на Акишме навсегда. Но Госпожа Удача и в тот раз была на нашей стороне. Выручили нас зейские спортсмены, волей случая оказавшиеся как раз в том месте и в тот час, когда наш катамаран перевернуло. Был один шанс из ста, и он оказался выигрышным. Но ветер в голове попутным не бывает, сказав «а», не забудь «б», надо было держать свое слово. И скачанная из Интернета лоция Акишмы стала для нас едва ли не настольной книгой. И уже не было силы, которая могла бы воспрепятствовать нашему решению. Все пути ведут в Софийск Если нельзя, но очень хочется, то можно. Народная примета. На станции Чегдомын «железка» закончилась, дальнейший путь до начала маршрута - на автомобильном транспорте. А это участок старателей Колболок, куда всего за 10000 рублей довозил на своем «Урале-375» вольный предприниматель Николай Петренко. - Это недорого,- подсчитывал он. - Ведь амортизация машины по такому пути требует тысяч рублей. Предстоит преодолевать перевалы, форсировать водные преграды, пробираться через заболоченные участки. На поездку в один конец требуется световой день. Но без дела не стою, мои услуги спросом пользуется. Туристы понимают: лучше плохо ехать, чем хорошо идти. В тот раз Николай Иванович привез в Колболок группу туристов из Зеи. «Вот уж никак не предполагали, что встретим своих земляков в этой глухой малообжитой дальневосточной тайге», - досадовали мы, не догадываясь даже, что через четыре дня именно они и выручат нас из беды. Возвратившись в Благовещенск, мы поставили нашим спасителям свечки: Михаилу Коновцу, Александру Кожевникову, Наталье Востриковой, Михаилу Сухомесову и Юрию Александровичу Ротачеву. Спасибо, что выручили, ребята! Здесь шутят: все дороги ведут в Софийск. Действительно, от Чегдомынского вокзала путь один: только на север, к бывшему прииску Софийск. Когда-то он гремел, сдавал государству тонны золота. Но после перестройки приказал долго жить. Возводил его выпускник Благовещенского политехникума Валерий Кочев, по распределению приехавший в эти края на работу. И в короткие сроки из техника-геолога он стал начальником геолого-разведочной партии. А потом возглавил старательскую артель «Ниман». Сейчас она входит в пятерку наиболее крупных организаций, формирующих бюджет Верхнебурейского района. В старательской артели трудятся около 400 человек, нашлась работа и вторым членам семей и даже детям. В поселке имеется школа-одиннадцатилетка, работает больница, предприятия соцкультбыта. А в планах начальника артели - открытие собственного литейного цеха и строительство собственной горнолыжной базы с подъемником. Дорога подходит к Бурее. Река здесь узкая, едва ли в полсотню метров. Паромом управляет Эдуард Гречихин. На противоположном берегу видим группу разновозрастных эвенков и церковного служителя. Впоследствии выяснилось: это протоиерей Свято-Троицкого прихода из Нового Ургала Олег Киреев осуществляет обряд крещения. Интересно, что прежняя профессия отца Олега была связана с авиацией, но однажды он попал в переделку: выбраться живым из нее помог сам Бог. Вот и сменил он профессию авиатора на церковного служителя. Следующая примечательность пути - местечко Умальта. Примечательно оно тем, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагался молибденовый рудник, продукция которого шла для изготовления танковой брони. Работу контролировал сам Государственный комитет обороны! За сутки здесь добывалось руды на один железнодорожный вагон, продукция доставлялась самолетами По-2 в Архару, оттуда - на уральские военные заводы. Нашему «Уралу» нипочем и бездорожье. Заезжаем на девятый полигон участка, что расположился на ключе Зинаидовском. В годы ГУЛАГа здесь располагалась женская колония заключенных. Они-то и добывали золото. Да, пути Господни воистину неисповедимы! Продолжение следует. * * * Борис КОЛПАКОВ Рыбацкая Над лесом сумерки сгущаются. Костер пылает у реки. Неторопливо возвращаются С вечерней зорьки рыбаки. Присядут смирно в тень ольховую, Где ждет их вкусная уха. Уговорят «белоголовую»... Что еще нужно мужикам! Здесь все открыты и внимательны, Здесь всяк себе - и царь, и раб. И кто-то скажет обязательно: - Как хорошо, что нету баб! И все подхватят утвердительно: - Конечно, факт, само собой... А чтобы было утвердительней, То наливают по второй. На небе звезды зажигаются, Раскрасив сказочный ковер, И на поляне начинается Неторопливый разговор: О переметах и политике, И о приманках для язя. Здесь все обсудят аналитики, Здесь лишь о женщинах - нельзя! Ночной туман по лугу стелется, Вокруг такая тишина! Спят обе звездные Медведицы, И дремлет рыжая луна. Угомонились птахи шумные, Огонь в костре совсем ослаб. И, засыпая, каждый думает: «А все же жаль, что нету баб»! Лежат славяне, души чистые, Обняв руками шар земной. Им снятся реки камышистые И крики чаек над волной. Им снятся омуты глубокие, Где щука ходит за лещом. В их снах русалки голобокие... А может, кто-нибудь еще?