Политики, бизнесмены, руководители ведущих министерств 19 регионов России и 16 стран мира обсудили глобальные проблемы развития Дальнего Востока, начиная от транспортной инфраструктуры самых отдаленных территорий России и заканчивая экологией бассейна реки Амура. По итогам форума разработаны сотни рекомендаций для принятия законодательных актов на уровне государства, которые должны коснуться каждого дальневосточника. Амурской области в стратегии развития Дальнего Востока отведена ведущая роль. Существенная часть проектов, озвученная на «круглых столах», касается самых разных отраслей, которые сегодня уже представлены в Приамурье. Нашу территорию ждут грандиозные проекты, среди которых - строительство новых железных дорог, теплоэлектростанций, заводов. Приамурье на пути в Америку Особое внимание участники форума отвели транспортной инфраструктуре Дальнего Востока: железным дорогам, авиации, морскому и речному транспорту. На «круглом столе» по теме «Транспортная система востока России: проблемы, задачи и перспективы» старший вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Борис Лапидус озвучил проекты, которые должны коренным образом изменить жизнь прежде всего северных районов Приамурья. - ОАО «РЖД» внесло в программу развития железнодорожного транспорта России строительство железных дорог от Тыгды до Зеи и от Шимановска до Февральска. Кроме этого, в связи с существенным ростом грузоперевозок по Байкало-Амурской магистрали до 65 миллионов тонн грузов в год рассматривается вопрос строительства вторых путей на БАМе и его последующей электрификации, - рассказал собравшимся Борис Лапидус. - Длина железных дорог в ближайшее время на Дальнем Востоке должна существенно увеличиться. Через север Амурской области должна пройти и международная железнодорожная трасса, связывающая Россию с Америкой. Она пройдет через Тынду, Якутск, Анадырь и далее через Берингов пролив на Аляску. Докладчики подчеркнули: хотя сегодня этот проект и кажется слишком амбициозным, его реальное воплощение - дело ближайших десяти лет. До 2010 года автодорога «Амур» от Читы до Хабаровска должна быть полностью заасфальтирована, а трасса «Лена», соединяющая Амурскую область с Якутией, будет реконструирована для проезда по ней большегрузных машин с нагрузкой на ось до 15 тонн. - Мы должны довести автодороги до каждого населенного пункта, даже если там живет несколько десятков человек. Это задача, которую поставил перед нами Президент России. Там, куда приходят дороги, начинается развитие экономики, это общеизвестный тезис, - подчеркнул Анатолий Чабунин, заместитель руководителя федерального дорожного агентства. Дополнительные средства будут выделены и на развитие аэропортов, причем не только крупных, но и малых. В Благовещенске будет построена вторая взлетно-посадочная полоса, а в северных районах модернизированы имеющиеся ВПП, обновлено оборудование. Авиаперевозки на Дальнем Востоке в ближайшие годы увеличатся в несколько раз, прежде всего за счет принятия таких революционных решений в социальной сфере, как оплата проезда всем жителям востока России один раз в два года в западные районы страны. Напомним, что сегодня этой льготой пользуются только жители Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Гораздо чаще летать на самолетах и ездить на поездах жители нашего региона смогут и за счет дополнительных надбавок к зарплате и пенсиям. Москва узнает про Благовещенск Министр экономического развития и внешних связей правительства Амурской области Александр Гордеев подчеркнул, что проблемы, сдерживающие развитие разных регионов Дальневосточного федерального округа, во многом схожи, но при этом среди девяти субъектов Амурская область по своему развитию не поднималась выше пятого места. Поэтому представляется целесообразным при разработке стратегии нашей области учитывать уже имеющиеся стратегические планы более развитых регионов. - Среди основных факторов ускоренного развития Приамурья - выстраивание отношений с федеральными органами власти для привлечения федеральных средств. При решении финансовых вопросов мы всегда оказывались в числе аутсайдеров. Необходимо, чтобы Москва узнала, где находится наша область и, как следствие, больше помогала ее развитию, - обратил внимание Александр Гордеев на одном из «круглых столов». - Рост экономики должен сопровождаться ростом численности населения - в этом нам поможет программа переселения соотечественников из-за рубежа, а также национальные проекты, определенные Президентом России. Одной из основных задач, стоящих в стратегии социально-экономического развития Амурской области, является повышение численности населения области к концу 2010 года до миллиона человек. По-прежнему Амурская область будет главным производителем электроэнергии на Дальнем Востоке. К уже имеющимся гидроэлектростанциям должна добавиться Ерковецкая теплоэлектростанция. Ее работа планируется на буром угле, а поставки электроэнергии - в Китай. Дмитрий Селютин, представитель РАО «ЕЭС России», отметил, что для строительства ГЭС требуется минимум 5 лет, а сооружение ТЭС займет гораздо меньше времени. Для бизнеса это существенный фактор. Развитие Приамурья неразрывно связано с интеграционными процессами со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Китаем. Решающую роль здесь должны играть инвестиции. Впрочем, уже сегодня Амурская область в сфере банковских отношений выигрышно смотрится на фоне других субъектов Дальнего Востока. - Обороты по корреспондентским счетам кредитных организаций Амурской области за пять лет выросли в 9 раз. Абсолютный прирост - 85 миллиардов рублей. Это больше, чем в Приморском крае, в полтора раза. Активы кредитных организаций быстрее всего также росли в Амурской области. За пять лет более чем в восемь раз, - озвучил цифры Виктор Мельников, заместитель председателя Центрального Банка России. Эта статистика говорит о росте деловой активности в Приамурье. Дальний Восток единое целое Бурные дискуссии вызвал «круглый стол», касающийся экологии Амура. Все без исключения подчеркнули, что нужно срочно принимать кардинальные решения по спасению крупнейшей реки мира. Сегодня о ее загрязнении говорят не только в нижнем течении, но и в верхнем, критическая ситуация сложилась на участке Благовещенск - Хэйхэ. Представители Китая, предприятия которого являются основными загрязнителями Амура, согласились с претензиями русских коллег и пообещали на своем уровне еще раз поднять этот вопрос. Как отметили выступающие, развитие любого проекта на дальневосточной территории автоматически поднимает экономику практически всех субъектов востока России. Например, добыча угля на Эльгинском месторождении предполагает вовлечение в хозяйственный оборот Якутии, где собственно будет вестись добыча угля; Амурской области, по железным дорогам которой планируется транспортировать твердое топливо; Хабаровского края, в портах которого будет перегружаться уголь на паромы. Любое энергоемкое производство на Дальнем Востоке невозможно без энергетики Амурской области - она представлена Зейской и Бурейской гидроэлектростанциями. Впрочем, большинство считают, что все проекты и проблемы Дальнего Востока давно всем известны, однако существенных сдвигов в их решении так и не происходит. Озвученные на самых высоких уровнях тезисы так и не находят своего реального воплощения. На форуме об этом неоднократно говорили и еще раз подчеркнули, что реализация проектов напрямую зависит от федерального центра. Прежде всего это касается налоговых льгот для территорий Дальнего Востока, выделения бюджетных средств для строительства автомобильных и железнодорожных дорог, развития аэропортов. По мнению бизнесменов, инвестиции в первую очередь приходят туда, где имеется инфраструктура, а в отдаленных районах она практически не развита. С другой стороны, все участники «круглых столов» подчеркнули, что Дальневосточный экономический форум - значительное событие в экономике России. Ряд решений первого форума, прошедшего в сентябре 2006 года, уже сегодня начинает воплощаться в жизнь. Есть надежда, что начнут также реализовываться и тезисы, озвученные в этом году.