Ответы на эти и другие вопросы дал директор департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Исаак Калина во время интернет-конференции, которую провела на прошлой неделе редакция портала rost.ru. Среди задавших вопросы одному из руководителей минобразования были и амурские педагоги. В. И. Говорухин, госслужащий (Ленинградская область): «Прошло уже более полутора лет с начала реализации нацпроекта. Как вы оцениваете результаты, полученные к настоящему моменту?» - Вопрос комплексный, потому что направлений, составляющих приоритетный нацпроект «Образование», достаточно много, и естественно, что по каждому из направлений есть свои промежуточные результаты. Первое, это, конечно, те направления нацпроекта, которые касаются выравнивания условий для получения качественного образования детьми независимо от того, где они живут. И это в первую очередь стопроцентное подключение школ к нормальному Интернету. Вообще, я думаю, что у приоритетного национального проекта «Образование» есть явные и неявные последствия. И естественно, например, то, что уже сейчас учителя практически любой школы, учащиеся любой школы могут пользоваться Интернетом. Это - явный результат. Но в этом направлении есть еще один не явный пока результат, который обязательно проявится. Это то, что учащиеся, имеющие в своих руках возможность пользоваться всеми информационными ресурсами, которые сегодня вообще доступны человечеству, становятся очень активным и влиятельным субъектом мотивации педагогов на повышение собственной квалификации. Я к этому отношусь спокойно, потому что да, ученики сегодня зачастую лучше учителей знают - как. Но есть один вопрос, на который все-таки взрослые знают лучше ответ. Это вопрос - зачем. Может быть, тогда общение учителя с учениками, которые ответы на вопросы «что», «где» и «как» могут получить не только у учителя, становится, по сути дела, поиском ответа на самый главный вопрос жизни - зачем. И это новая роль учителей, и это результат подключения школ к Интернету. Что касается обеспечения школ в рамках приоритетного нацпроекта оборудованием, вы знаете: поставляются кабинеты физики, химии, биологии, географии. В этом году одновременно в рамках реализации задач Года русского языка будет поставлено почти 1800 кабинетов русского языка, и это очень хорошая помощь учителям русского языка и литературы, детям. Это тоже для выравнивания условий во всех школах. Вот уже двадцать тысяч учителей стали лауреатами премий приоритетного национального проекта только за счет федерального бюджета. Шесть тысяч школ за два года получили поддержку. И я не скрываю, что с огромным уважением отношусь к этому одному из самых затратных направлений ПНПО, может быть, не так обсуждавшегося, как остальные, потому что он осуществляется не на конкурсной основе. Это поддержка тех людей, на которых в основном лежит та работа, которую как-то бюрократически называют воспитательной работой, но, мне кажется, это все-таки работа общения с детьми не по учебным вопросам. И вот то, что сегодня эта деятельность в виде доплат классным руководителям поддержана, она, мне кажется, создает несколько иную, более комфортную психологическую обстановку в школах. Лидия Ивановна Краузе, учительница (Амурская область): «Школам-миллионникам выставляют странные требования - на эти деньги они не имеют права купить, например, школьную мебель. А ведь у каждой школы могут быть свои актуальные расходы. Почему ввели ограничения?» - Во-первых, я должен уточнить, что федеральный бюджет поддерживает не школу, как тут сказано, «миллионник» (такое интересное название), а поддерживает реализацию инновационной образовательной программы конкретного учреждения. Вряд ли для реализации инновационной программы самую существенную роль играет замена школьной мебели. Школьная мебель просто должна соответствовать в любой школе, независимо от того, получила она миллионы или не получила, должна соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. И для этого есть муниципалитет, который является учредителем данной школы, и он обязан это обеспечивать. И не является миссией этого конкурса поддержка муниципалитета, который плохо выполняет свои обязанности по отношению к школе. А его миссия - поддержка педагогического или ученического коллектива в реализации, еще раз подчеркиваю, некой продвинутой, инновационной образовательной программы. А качественной мебелью, еще раз повторю, должен обеспечивать учредитель. И было бы очень неэффективно расходовать на это средства из федерального бюджета. Анатолий Иванович Пылеев, военнослужащий (Камчатская область): «Кадровый состав школьных учителей катастрофически стареет, многие преподают уже будучи пенсионерами. Что делается в рамках национального проекта «Образование», чтобы привлечь в школу молодых специалистов?» - Я бы мог дать очень конкретный ответ, но я лучше приведу один очень интересный пример. Вот есть семь субъектов РФ, которые сейчас реализуют программу информатизации системы образования. В рамках этого проекта всем директорам школ семи субъектов РФ были вручены, по-моему, год назад где-то, персональные ноутбуки. Вы знаете, это сильно повлияло на омоложение директорского корпуса. Те люди, которые поняли, что инструменты управленческой деятельности меняются и что они не очень хотят ими пользоваться или не могут, и в этом проигрывают своим молодым коллегам, они приняли соответствующее решение, а на их место всегда приходят те, кто моложе. И поэтому я бы говорил, что самым главным условием омоложения учительских кадров (хотя я не считаю это самоцелью, есть в возрасте учителя замечательные, есть молодые, мягко говоря, не очень замечательные) является изменение технологии учительской деятельности. По-другому сегодня вы все, молодые, живете, другими инструментами пользуетесь в обычной своей обыденной жизни. И если технология образовательного процесса сильно отстает от этого, то вам просто не интересно. И даже если появится нормальная зарплата, то все равно заниматься тем, что не интересно, вряд ли будете. И когда сегодня появляется в школах новое оборудование, появляются интерактивные доски, появляется Интернет и появляется многое другое, что, я бы сказал так, в большей гораздо степени соответствует стилю жизни молодежи, это есть очень существенный фактор омоложения педагогических кадров. Ну а если говорить конкретно, то в рамках приоритетного национального проекта поддержано три педагогических вуза, которые реализуют инновационные программы, и мы уверены, что выпускники этих вузов гораздо более будут приспособлены к современной школе и будут в ней работать. Сегодня повышается зарплата, особенно в том 21 субъекте РФ, где реализуется комплексный проект модернизации. Многие доплаты, в частности за классное руководство, абсолютно никак не зависят от стажа работы, и это дает молодым учителям выравнивание их условий жизни с их более опытными коллегами. И вообще, стараемся. Вот если кто-то имеет возможность, то я бы советовал посмотреть так называемую модельную методику новой системы оплаты труда, которая предложена в рамках приоритетного национального проекта «Образование» письмом министра от 13 сентября 2006 года - почти уже год тому назад. И там можно легко обнаружить, что одним из принципов является то, что мы говорим: стаж работы сам по себе не должен влиять на оплату труда. Вот квалификация, если она сопутствует стажу, должна влиять. Но сам по себе стаж «за то, что я много лет сижу в школе» влиять не должен. И во всех направлениях нац-проекта это очень жестко прослеживается. Ирина Валерьевна Шавырина, классный руководитель (Самара): «Понятно, почему снижается выплата классному руководителю, если у него в классе учеников меньше нормы. Но почему она не увеличивается, если их больше 25?» - Потому что нельзя поощрять нарушение нормативных документов. В классе не должно быть больше 25 учащихся. Это требование СанПиН. Ирина Валерьевна сейчас, не получая за тех, кого сверх 25, имеет полное право прийти к своему директору и сказать: «А зачем вы класс-то формируете, в котором более 25? Не надо, не формируйте». Петров Александр Юрьевич, предприниматель (Иркутская область): «В одной из школ Иркутска сформировано два первых класса по 33 человека в каждом. Чтобы разместить детей в классах, пришлось в кабинеты принести дополнительные парты. В департаменте образования пояснили, что единственно возможный выход - сформировать еще один класс, но при этом надо найти детей до 25 человек в классе, так как законодательство запрещает открывать классы меньше 25 человек. Это так?» - Нет. Вот классы выше 25 человек вообще-то представители СЭС должны запрещать открывать. Каких-либо ограничений, что называется, снизу - нет. Более того, в законе и в типовых положениях есть фраза, что при наличии условий и средств могут создаваться классы меньшей наполняемости. Есть прямая строчка. Но! Ведь о чем говорит Александр Юрьевич. Он говорит о том, что при нормативно-подушевом финансировании деньги школе идут в зависимости от количества учащихся, которые захотели в этой школе учиться, ибо мы все с вами должны понимать, что деньги на образование общество через власть, через государство выделяет не школе, зданию школы и даже не педагогическому коллективу. При всем моем уважении к нему деньги-то выделяются семье, гражданам на обучение своих детей. Если они пришли в эту школу, то они принесли через систему подушевого финансирования свои деньги этой школе. Плохая школа, не хотят дети в ней учиться, просятся в другую - значит, и деньги уйдут вместе с этими детьми. Не очень грамотная реакция руководства: ах, давайте сделаем классы по 33, тогда мы можем платить больше учителям из тех же самых денег - разделим на три класса, будем платить меньше. К чему это, скорее всего, приведет через некоторое время, если чуть дальновиднее были бы руководители школы? Родители начнут искать школу, где наполняемость классов более комфортна. И уважаемые коллеги из-за своей, так и хочется сказать, жадности, что ли, потеряют учеников вместе с принадлежащими этим ученикам деньгами. Дина Лихачева, работник бюджетной сферы (Волгоградская область): «От перехода на нормативно-подушевое финансирование выиграют крупные школы, а маленькие сельские школы самоликвидируются. Так и было задумано?» - От нормативно-подушевого финансирования не выигрывают ни большие, ни маленькие. От нормативно-подушевого финансирования выигрывают хорошие школы. Речь идет о том, чтобы детям, проживающим в сельской местности, в труднодоступных селах, общество выделяло гораздо большие средства на получение образования. Потому что у них другие, более сложные условия. И все это в принципах нормативно-подушевого финансирования заложено. И если происходит какое-то объединение коллективов школ, то - неоднократно об этом говорили, это везде написано - оно может идти только по единственному принципу: из худших условий в лучшие, а не из маленькой в большую. Хотя, наверное, в большой школе гораздо легче создать качественные условия для ребенка, чем в маленькой. Но это совершенно не связанные вещи. Я еще раз подчеркиваю, что какое-либо закрытие школы и перевод детей в другую школу может происходить только при обязательном условии, что дети от этого выигрывают.