Почти треть обратившихся - люди социально незащищенные, с низким уровнем дохода. В основном пенсионеры, работники бюджетной сферы и студенты. Как рассказала «АП» начальник отдела по защите прав потребителей управления по развитию потребительского рынка мэрии Благовещенска Галина Трюхан, за 9 месяцев текущего года потребителям возвращено более 23 миллионов рублей. Эти деньги - ущерб, который жители понесли за некачественные услуги и товары. Наверное, каждый из нас терял кровно заработанное, приобретая, того не ведая, некачественный товар. Однако далеко не каждый пытался защитить свои права. Как говорят чиновники, зачастую покупатель оказывается в замешательстве или вовсе впадает в отчаяние под напором ушлого продавца. С чем только не обращаются покупатели: с жалобами на развалившуюся обувь, треснувшую по швам куртку. Но больше всего нареканий поступает на некачественную бытовую технику. В рейтинге этих товаров лидируют сотовые телефоны - ими недовольны 205 обратившихся благовещенцев. Более 400 жалоб пришлось на мелкую бытовую технику - фены, утюги, кофеварки. Также в списке неблагонадежных товаров оказались компьютеры, стиральные машины, телевизоры и холодильники. - Беда в том, что продавцы навязывают покупателю свои правила игры, в частности в случае неисправности товара предлагают исключительно его ремонт, отказывая в других вариантах, - говорит Галина Петровна. - Хотя по закону «О защите прав потребителей» право выбора принадлежит покупателю, который может потребовать замены некачественного товара на исправный или его уценки, вообще отказаться и потребовать полного возврата денег. Может, наконец, согласиться на ремонт, если сам захочет. Если возникает спор о причинах недостатка товара, то проводится независимая экспертиза. В период гарантии сдавать товар на экспертизу и оплачивать ее обязан продавец. Если гарантия закончилась (либо ее не было), экспертизу оплачивает покупатель. Но если подтвердятся заводской брак, некачественное сырье и прочие недоработки производителя, то магазин обязан не только выполнить требование покупателя, но и возместить ему расходы на экспертизу. Бывает так, что человек теряет чек на купленную вещь, и в таком случае продавцы иногда заявляют, что претензии не принимаются. Но и в этой ситуации покупателя выручает все тот же закон, который защищает его права. На самом деле отсутствие чека не мешает подтвердить факт покупки другими доказательствами, например свидетельскими показаниями, подчеркивают специалисты отдела по защите прав потребителей. Мы зачастую делаем покупки в компании родственников или знакомых, и они могут выступать свидетелями. К сожалению, бывает, что мы теряем не только деньги, делая некачественную покупку, но и рискуем собственным здоровьем, например приобретая просроченные продукты. Хотя здесь потребителям будет сложнее - придется доказывать, где куплен товар, а также связь между приобретением и отравлением. Тем не менее и в этом случае недобросовестный продавец будет нести ответственность. Если у вас есть медицинская справка, подтверждающая отравление, можете смело обращаться в суд. Но стоит отметить, что не все покупатели сами бывают добросовестными. Например, в отдел по защите прав потребителей поступают жалобы на качество одежды, причем часть приходится на послепраздничные дни и в основном от женщин. Иные дамы покупают одежду накануне праздничной даты, а потом чуть ли не на следующий день пытаются сдать ее в магазин и получить обратно деньги, мотивируя тем, что наряд не подошел им по размеру или фасону. Они знают, что по закону имеют на это право, и в этом случае посочувствовать нужно уже продавцам. Однако, по словам специалистов, таких претензий поступает немного - около 1% от их общего числа. Многие конфликтные ситуации с продавцами удается разрешить без суда, в результате потребителям полностью возмещают материальный ущерб. И если вы оказались в одной из них, то помните - в большинстве случаев закон на стороне покупателя, и вы всегда можете попробовать отстоять свои интересы в отделе по защите прав потребителей.

Возрастная категория материалов: 18+