Затем, чтобы встретиться со старыми друзьями, поделиться опытом и показать амурчанам, насколько удивительна и самобытна культура народов Севера. В этом году в фестивале приняли участие четыре этнографических ансамбля - «Кыталык» из Якутии, «Сегун», «Диктэ» и «Хэглэн» из двух эвенкийских сел Тындинского района. Это почти 70 северян. В рамках фестиваля состоялись выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, солистов-исполнителей различных жанров, прошла выставка декоративно-прикладного искусства. Руководитель якутского ансамбля дал мастер-класс в областном училище культуры. Но главное все-таки то, что зрители смогли познакомиться с фольклором жителей Севера. - Наш коллектив впервые выступал на большой сцене, -делится впечатлениями худрук ансамбля «Сегун» из села Усть-Уркима Тындинского района Валентина Неустроева. - Ансамбль наш - самый молодой из выступавших, нам всего четыре года. Мы готовили танец «Дылача ильдеран» - «Восход солнца», потому что «Сегун» с эвенкийского переводится как «Солнце». Чтобы побывать на «Северном сиянии», Валентине Флегонтовне и ее пяти воспитанницам пришлось преодолеть немалое расстояние - до Благовещенска артисты добирались трое суток. Впрочем, именно оторванность эвенкийских поселков и является главной причиной того, что об их самобытной жизни и народном творчестве остальным амурчанам практически ничего не известно. Другая проблема - эти коллективы не чувствуют поддержки властей. Кроме Тындинского райотдела культуры, они, собственно, ни на кого и не надеются. - Глава администрации Евгений Бойкин всегда готов поддержать деятельность творческих коллективов, - говорит начальник отдела культуры Тындинского района Татьяна Загородных. - Сельским клубам выделяются средства на подготовку номеров и пошив костюмов. В этом году, например, мы выиграли грант Российского фонда региональных фестивалей культуры районов Севера «Северный калейдоскоп», благодаря чему ансамбли смогли приехать в Благовещенск. - Район нас поддерживает, но хотелось бы, чтобы и в областном центре появился специалист, который бы стал курировать нашу деятельность, - считает руководитель школьного фольклорно-этнографического ансамбля «Хэглэн» («Млечный путь») из села Первомайского Татьяна Сафронова. - Он занимался бы сбором методического, исторического и музыкального материала об эвенках, сотрудничал бы со всеми северными районами нашей области. Ведь в той же Бурятии, в Улан-Удэ, создан целый республиканский этноцентр, который помогает развиваться самодеятельным эвенкийским коллективам. А мы вынуждены работать в одиночку. Удивляет в этом плане положительный опыт якутских артистов. Руководителю ансамбля танца «Кыталык» из поселка Майя, например, удалось достичь того, чтобы коллектив из простой самодеятельности вырос до мощного детско-юношеского центра. Сегодня в «Белом журавле» (так по-русски звучит его название) занимаются 160 ребят, работают музыкальные и спортивные секции, в распоряжении детской организации два собственных автобуса. - Ансамбль «Кыталык» был создан почти тридцать лет назад, - рассказывает его основатель и директор Василий Винокуров. - О нашем коллективе знают далеко за пределами Якутии. Недавно мы выступали в Турции, были в Москве, не говоря о том, что объездили весь Дальний Восток. Вы слышали, чтобы у сельского ансамбля и детско-юношеского центра был филиал в городе? А мы его открыли в Нерюнгри. Конечно, я не могу сказать, что все было безоблачно. Но мы верили в себя и заставили руководство района и республики поверить в нас. Амурские представители малых северных народов пока находят поддержку только друг в друге. Так, Елена Макарова - художественный руководитель ансамбля «Диктэ» из села Первомайского не только ставит танцевальные номера, но и моделирует национальные костюмы. По ее эскизам шьют костюмы и для других эвенкийских коллективов Тындинского района. Кстати, в 2006 году на Международном конкурсе высокой моды национального костюма, который проходил в Москве, Елена Егоровна заняла четвертое место.

Возрастная категория материалов: 18+