Лекарства от этого недуга давно изобретены, и действие их обычно сопровождается самыми неприятными противопоказаниями. Сиквелы-триквелы и ремейки - продюсеры не оставляют зрителям времени на то, чтобы хорошо забыть старое и превращают его в подобие нового всеми доступными средствами. И пока подрастает грядущее поколение гениальных сценаристов, способных не отвлекаться на лучшие фильмы прошлых лет, нам остается только восторженно удивляться появлению таких лент, как «Вторжение». Потому что если уж и переснимать что-то, то, пожалуй, вот так. Четвертый подход Со «Вторжением» с самого начала все было как-то не так, как мы привыкли. Парочка Дениэл Крейг (действующий Джеймс Бонд) и Николь Кидман, располагающая не богатым, но зато вполне респектабельным опытом работы в триллерах, - это не самое странное, что можно себе представить. Одновременно с этой картиной снимался «Золотой компас», премьера которого уже не за горами - так что сотрудничество австралийской красотки и самого неэмоционального агента 007 оказалось не только удачным, но и плодотворным. Но остальная катавасия, связанная с работой над фильмом, дает богатейшую пищу для размышлений. Начать хотя бы с того, что это четвертая постановка довольно-таки дряхлой книги Джека Фини «Вторжение похитителей тел», само название которой обманчиво отсылает нас на самое дно голливудского трэша. Предыдущие экранизации, которым решительно не повезло из-за отсутствия Кидман в качестве заявленной актрисы первого плана, ничем не запомнились российскому зрителю. Тех, кто действительно их лицезрел и при этом умудрился сохранить в памяти, в нашей стране, судя по отзывам, катастрофически мало. Немудрено, что на четвертый раз сценаристы мало что оставили от оригинального текста произведения, ставшего, похоже, бессмертным. На должность режиссера был избран немец Оливер Хиршбигель, а он-то российской аудитории знаком о-о-очень даже хорошо. Дело в том, что именно он, обративший на себя внимание и Старого, и Нового Света уверенными и очень «европейскими» фильмами «Эксперимент» и «Бункер», до этого снимал сериал «Комиссар Рекс». А приключения феноменальной собаки, не способной разве что правильно готовить рыбу фугу, практически не исчезают из ротации на одном из центральных каналов нашего телевидения. Угадайте сами, какого. Слухи утверждают: именно Хиршбигель повинен в том, что работа над «Вторжением» вышла за рамки всех представимых сроков. Премьера запоздала на четырнадцать месяцев, и вроде бы потому, что режиссеру вдруг перестал нравиться сценарий фильма, который он снимал, когда дело близилось уже к концу. И вроде бы заканчивали картину братья Вачовски, те самые, что прославились «Матрицей» настолько, что могут теперь долгие годы спать на печи и жевать заработанные калачи, изредка доделывая фильмы за нерадивых и спесивых европейцев. Таким образом, начавшись как ремейк потрепанного триллера под руководством голливудского новичка, «Вторжение» пришло к финишу делом рук признанных зубров громкого и масштабного кино. Получилось, как ни странно, нечто вроде золотой середины. Неготовность к визиту Итак, мы имеем заново переписанную историю о бесчеловечной и коварной попытке инопланетян захватить нашу соблазнительную планетку. Благодаря существованию научной фантастики, мы можем судить, к каким разным и отвратительным методам прибегают незваные гости, потратившие кучу усилий на то, чтобы просто добраться в нашу глушь. «Вторжение» предлагает нам оценить методу, казалось бы, обреченную на успех и почти что реальную. Непонятно, каким образом разумные споры, которые видны и в микроскоп, и невооруженным глазом, умудрились сбить американский «Шаттл», но факт остается фактом. Корабль снова упал, пронеся на себе сквозь космический мороз и пекло плотных слоев атмосферы живучие микроорганизмы, которые незамедлительно взялись селиться в ничего не подозревающих американцев, а следом - и на других жителей планеты Земля. Первым же делом недоумевающему зрителю показывают вопиющую чушь, видимо, для того, чтобы сильнее удивить последующими бонусами. Как иначе объяснить поведение американского правительства, склонного покрывать в кино (и не только) самой плотной завесой из недостатка информации, прямой лжи и реальных карантинов все, что приходит к нам из космоса? На этот раз представители властей собрались в кучку в какой-то скромной палатке, на входе в которую надо непременно надевать белоснежный защитный костюм и респиратор, как в компьютерных играх. И пока столь серьезно экипированные люди изучают там уже обнаруженный организм явно неземного происхождения, вокруг этой лаборатории-шапито ошивается простой, незамысловатый американский люд, размахивая обломками злополучного «Шаттла». Более того, некая роковая девочка, которую сценаристам следовало обязательно погубить в отместку, всучивает зараженный инопланетной гадостью кусок металла лично высокопоставленному вашингтонскому небожителю, который только-только освободился от громоздкой химзащиты. Результат - беда, вторжение, апокалипсис, вся надежда на обаятельную «постфеминистку» Кэрол, она же Николь. На этом список проявлений бреда отнюдь не заканчивается - все-таки это американский триллер про вторжение инопланетян, а не какой-нибудь доскональный экскурс в историю. Будет вам и ребенок-мессия, спасающий человечество благодаря тому, что в детстве болел ветрянкой, и укол огромным шприцем прямо в сердце (да, Николь Кидман присоединяется к Уме Турман), чтобы не спать, и полчища лишенных эмоций инопланетян, которые время от времени ведут себя покруче, чем зомби Дэнни Бойла. Но все это, сколько ни перечисляй, кажется детскими шалостями на фоне игры Кидман, сравнимой с ее ролью в «Других», средств, которыми достигается напряжение, и главной идеи фильма, которая вовсе не в хищных спорах из космических глубин. Смеяться над оплошностями сценаристов в зале совершенно не хочется. Потом, вспоминая и пересматривая - сколько угодно. А для первого раза вполне достаточно и в меру рваной операторской работы, и немногочисленной стрельбы с куда более частыми авариями, и улиц, заполненных прямоходящими и перед собой смотрящими уже нелюдьми. Все это сделано не то чтобы гениально, но уж точно с профессионализмом и старанием. Доказательством тому могут служить не одни девичьи попискивания в темном зале, но и собственная реакция на прохожих сразу после выхода на божий свет. Кем ты проснешься Можно долго распространяться о том, где и когда все это уже было, саркастически хихикать на тему Скалли и Малдера и возмущаться над очередной попыткой американцев оправдать действия своих вооруженных сил в других государствах при помощи выдуманных инопланетян. Отечественному зрителю вряд ли придется по вкусу присутствие в фильме подозрительного русского дипломата с режущим слух именем Юрий Каганович, который не то не может оправиться от былой номенклатурной работы, не то пытается взвалить на родную страну часть американской ответственности, не то окончательно свихнулся, что более всего похоже на правду. Все вышеперечисленное есть, и записывать это в плюсы было бы, как минимум, нечестно. Но «Вторжение» тем и хорошо, что совмещает в себе не только разные жанры, парадоксально являясь при этом бесспорным триллером, но и разные точки зрения - от идиотских и некомпетентных до риторических, готовых к обсуждению в самых широких масштабах. И тон этим размышлениям задает все тот же грубый русский с непременной черной икрой в поступках и мыслях, утверждая неотделимость существования человечества и насилия. Схема «избавиться от эмоций - уничтожить насилие», уже неплохо отработанная в «Эквилибриуме», находит во «Вторжении» несколько другой, более интересный ракурс. На этот раз рассматривается все тот же, в принципе, Большой брат, которому в любой антиутопии требуется только тотальная власть. Но главная проблема в том, что ему для этой власти вообще не нужны люди, если не считать их земных оболочек. У человечества в фильме Хиршбигеля нет времени на раздумья. И именно в этом кроется удивительная решимость нажимающей на курок Кэрол - она стреляет не по противнику, а по исходящей от него, выражаясь строго голливудским языком, прямой и явной угрозе. Совершая самое чудовищное насильственное вмешательство в истории планеты, пришельцы прикрываются незамедлительными поворотами к стабильности в мировой политике. И хоть дураку понятно, что эти самые агрессоры никому и ничего объяснять бы даже не подумали, выглядит это очень даже апокалиптично. В опасность, которой подвергается мир Кэрол Вудс, можно поверить именно потому, что вопросы знания или незнания тут играют не самую значительную роль. Ведь девиз этого общества утверждает, что миром правит тот, кто владеет информацией. А какая, к черту, может быть польза от знания о том, что завтра утром ты проснешься уже не человеком? «Вторжение», заканчивающееся несколько гипертрофированным хеппи-эндом, пропагандирует надежду. То-то же.

Возрастная категория материалов: 18+