Он был снят в 1986 году, когда наместником Псково-Печерского монастыря был владыка Гавриил. Накануне глава Благовещенской епархии поделился с журналистами воспоминаниями о том времени, когда он был наместником древнейшей российской обители. Фильм «Псково-Печерская обитель» построен на киноматериалах, отснятых в монастыре в 1986 году. Автор фильма - наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов). В то время архимандрит Тихон был послушником в Псково-Печерской обители. Он окончил ВГИК, был кинематографистом и при этом искал себя в духовной сфере. - В монастыре вообще строгая дисциплина, а я ему давал наиболее строгие послушания, чтобы он поскорее перестроился к духовной жизни, - вспоминает владыка Гавриил. - Даже послал его на хозяйственный двор - ухаживать за коровами. Это очень тяжелый труд. Да плюс еще многочасовые молитвы, богослужения по пять-шесть часов. В редкие свободные минуты он ходил с кинокамерой и снимал внутреннюю жизнь монастыря. Эти уникальные любительские кинокадры и стали основой фильма. Владыка Гавриил отмечает, что в те годы уже чувствовался возрастающий в обществе духовный подъем - по праздникам монастырь собирал более 15 тысяч верующих. Обитель росла, несмотря на протесты светской власти. - Когда я пришел в монастырь, у нас было 100 насельников. Расширяться нам не разрешали, - вспоминает архипастырь. - Но все же удалось «пробить» строительство здания, и через некоторое время нас было 150 человек. Это не радовало уполномоченных по делам религий и пар-тийных секретарей. Меня вызывали на беседу, прорабатывали, а однажды сказали: «Ваше дело сидеть и молиться». Я ответил: «Хорошо, мы закроемся и будем молиться. Нам-то хуже не будет. Но тогда мы отказываемся принимать все иностранные делегации, которые вы к нам везете». А к нам тогда привозили множество гостей из-за рубежа: в программу их пребывания в России включали Псково-Печерский монастырь, Пушкинский заповедник, Михайловское - это все рядом. Причем, если мы принимали гостей по так называемому первому разряду, то начинался прием в трапезной, с чаепития на высшем уровне, с черной и красной икрой и прочими деликатесами. Государство не отпускало нам эти продукты - мы их по-партизански доставали. Но мы должны были показывать иностранцам, что у нас в стране все хорошо. Что хоть религия и отделена от государства, но верующих никто не притесняет, монастыри живут прекрасно. В общем, поговорили мы откровенно с первым лицом области, и прекратили нам препятствовать принимать людей. Когда снимался фильм, в монастыре был расцвет духовничества. Тогда были еще живы многие старцы, такие, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Серафим (Розенберг), и другие. - При мне в монастыре было 17 старцев, - говорит архиепископ. - Когда закрыли Валаам, старцев перевели к нам, да еще с Афона приехали. В фильме показана духовная сплоченность насельников. Послушники с любовью ухаживали за старцами - кормили их, буквально носили на руках. Они взяли на себя тяготу любви к старцам. Проблема духовной жизни в монастыре стояла на первом месте. Мудрые старцы Псково-Печерской обители притягивали к себе верующих - к ним со всех концов страны ехали за советом, просили их святых молитв. Тем не менее владыка признался, что, будучи наместником, он не приветствовал пророчеств. - Я был противником всяческих предсказаний. Я сам сказал старцам: «При мне - никаких пророчеств, знамений». А то люди услышат, переиначат, и пошло гулять. Монастырь - место молитвы и послушания, а не разных там историй и небылиц. Однако слова старцев сбывались не раз, говорит владыка. Бывало, слова, произнесенные духовниками обители мимоходом, подтверждались жизнью через некоторое время. Архиепископ Гавриил и сам прислушивался к советам старцев, касающимся духовного устройства монастыря. - Главное, что в монастыре происходило внутреннее духовное устройство человека, - говорит владыка. - Мы принимали самых разных людей, не смотрели в его прошлое - пьяница он или комсомолец. Он приходил к нам каяться в грехах и исправляться. Шелуха спадала, и оставалось хорошее чистое зерно монастырской жизни. Владыка подчеркивает, что из Псково-Печерской обители вышло немало людей, занимающих сегодня высокие посты в Русской православной церкви. «Только из тех, кто при мне были послушниками, вышло два епископа», - говорит он. Кстати, сам автор фильма архимандрит Тихон не только наместник Сретенского монастыря в Москве, но и духовник Владимира Путина. НАГРАДА На международном фестивале «Радонеж» лучшим признан фильм «Псково-Печерская обитель», сообщает «Интерфакс». Фестиваль православного кино завершился 14 ноября в Ярославле. Оргкомитет фестиваля планирует выпустить диски с лучшими фильмами, которые будут переданы в библиотеки, школы и учреждения социальной сферы, сообщили организаторы. * * * История монастыря Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Главная святыня обители - древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.). Особым почитанием пользуются и монастырские Святые пещеры. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». От входа идут семь подземных галерей - так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5 градусов. Точного числа захоронений не установлено, предполагается, что в пещерах покоятся останки более 10 тысяч человек.

Возрастная категория материалов: 18+