И вызвало дефицит персонала рабочих, мастеров, начальников цехов и участков. Чтобы восполнить трудовые резервы, необходимо реформировать систему профессионального образования, а также повышать престиж рабочих профессий и специальностей. Инновационное училище В конце 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был объявлен конкурс среди госучреждений начального и среднего образования, внедряющих инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Замысел конкурса заключался в оказании финансовой поддержки училищ, а также в повышении взаимодействия предприятий с учреждениями образования. Победителями общероссийского конкурса стали 76 училищ, из них только два находятся на Дальнем Востоке, и оба - в Хабаровском крае. Корреспонденту «АП» удалось побывать в одном из них. ПУ № 40 готовит машинистов дорожных и строительных машин и специалистов для сельского хозяйства. Помимо этого, здесь получают начальное образование люди с ограниченными возможностями. - Наша инновационная программа была прежде всего направлена на работодателя и составлена совместно с заказчиками, - рассказывает директор Иван Пученкин. - В ней говорилось о повышении качества образования и условиях социального партнерства. Современные кадры должны полностью соответствовать запросам работодателей. Сегодня нужны специалисты, владеющие не только теоретическими знаниями, но и опытом работы на современной технике и знающие компьютер. По словам Ивана Николаевича, сегодня многие хабаровские предприятия особо нуждаются в рабочих руках, но кадры берут с неохотой. Директорам приходится переучивать специалистов, а значит, терять время и деньги. Не каждый бизнесмен на это раскошелится. Средств на реализацию инновационного проекта выделено немало. 20 миллионов предоставил федеральный бюджет, 25 миллионов - Хабаровский край, и около трех миллионов рублей - это вклад училища и предприятий-спонсоров в обновление учебной базы. Реформирование под рынок - То, что мы выиграли конкурс, для нас большое подспорье, - продолжает Иван Пученкин. - Технологическая база училища не обновлялась с 80-х годов прошлого столетия, но теперь, с приходом новой техники, значительно повысился спрос на наших учащихся. Предприятие «Дальстроймеханизация» уже заключило договоры на четверых выпускников. За обучение каждого они готовы заплатить 30 тысяч рублей. Поступили заказы из Якутии и Сахалина. Благодаря полученному гранту руководство училища закупило экскаватор, грейдер, автопогрузчик одного из ведущих производителей автотехники, тренажеры по отработке навыков вождения, специальные стенды, книги и электронные учебники. Особая гордость училища - современная диагностическая лаборатория. - Нам теперь есть чем похвастаться, - признается Иван Николаевич. - Мы заказали электронное оборудование для диагностики всех существующих марок строительно-дорожных машин (азиатского, европейского и российского происхождения) и их двигателей. Уверен на сто процентов - такой аппаратуры нет ни в одном хабаровском автосервисе. Правда, пока новая техника никак не вписывается в старые, требующие реконструкции мастерские и лаборатории. Сейчас в стенах училища идет ремонт и переоборудование помещений: меняется электропроводка, модернизируются учебные площади. Уже полностью оснащена смотровая яма, вскоре заработает подъемник. Деньги, около трех миллионов рублей, на ремонт и реконструкцию выделили власти края. Благодаря гранту созданы отличные условия для образовательных программ. Теперь можно не только обучать студентов на самом высоком уровне, но и зарабатывать деньги, оказывая дополнительные образовательные услуги, например, такие, как переподготовка кадров для малого и среднего бизнеса, а также повышение квалификации рабочих за счет крупных предприятий. - Полученные деньги все вложены, ждем новых поставок. На днях должны прийти КамАЗ, ЗИЛ, экскаватор, уборочно-погрузочная машина и два бульдозера, - рассказывает координатор проекта Елена Сульдина. - Таким образом, наш автопарк полностью обновился. Несмотря на трудности, собираемся еще участвовать в конкурсах. Скорее всего, наш следующий проект будет продолжением этого. Судя по прогнозам, в ближайшие годы Дальний Восток будет интенсивно развиваться. Уже сейчас идет активный рост не только инфраструктуры, но и промышленности, поэтому рабочие руки в большой цене. По словам преподавателей училища, их выпускники востребованы на рынке труда и получают зарплату в 7 - 8 раз больше, чем их наставники. Потратить миллион сложнее По словам заместителя министра образования Хабаровского края Анатолия Левченко, реальная реализация проекта выявила ряд определенных трудностей. - Необходимо изменить положение о финансировании. Хуже всего то, что для нас, дальневосточников, в реализацию проекта не входят средства, рассчитанные на командировки, поэтому приходится вкладывать свои деньги, - считает Анатолий Васильевич. - К сожалению, как выяснилось позже, наша промышленность, обеспечивающая учебно-методический процесс, оказалась не готовой к появлению такого количества заказов. Проблемы возникли с поставками оборудования, тренажеров, стендов, программного обеспечения. Так что потратить миллионы оказалось сложнее, чем получить. Бизнес пойдет в ПТУ Сейчас государство совместно с бизнес-структурами приступило к реформированию системы начального профобразования. По данным Министерства образования и науки, в нынешнем году объем финансирования учреждений начального профессионального образования составляет 5,7 млрд. рублей, а среднего - 17,6 млрд. рублей. В частности, на нужды начального профобразования в 2007 году выделено 1,8 млрд. рублей. Предполагается, что государство будет финансировать учреждения начального профобразования совместно с бизнесом, поэтому в ближайшее время будет определен механизм многоучредительства и софинансирования учреждений НПО в рамках частно-государственного партнерства. Финансовые вливания, как ожидается, позволят наладить систему мониторинга необходимых для рынка труда рабочих специальностей, модернизировать программы обучения в заведениях НПО, в частности внедрить модульное и многоуровневое обучение, а также наладить материально-техническую базу ПТУ, профессиональных лицеев и колледжей. КСТАТИ В Приамурье нужны каменщики и официанты По данным министерства образования и науки, в Амурской области действует 25 профессиональных училищ. В них готовят специалистов по 56 профессиям. На сегодняшний день здесь обучается 8500 учащихся. Несмотря на то, что по ряду причин амурские ПУ не участвовали в общероссийском конкурсе, обучение здесь не стоит на месте. Учреждения начального профессионального образования реагируют на спрос рынка. Например, недавно, согласно социальному заказу, были введены следующие профессии: садовник, мастер по лесному хозяйству, егерь, лесовод, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, мастер отделочных работ. - 43% наших выпускников трудоустраиваются, 23% отправляются получать дальнейшее образование, 12% уходят в армию, кстати, уже специалистами, остальные выходят замуж, уходят в декрет и так далее, - подтверждают сотрудники министерства образования и науки. Самыми престижными считаются следующие профессии: автомеханик, оператор ЭВМ, сварщик, повар-кондитер, контролер-кассир, парикмахер, строитель, помощник машиниста локомотива, тракторист. По данным областного Центра занятости населения, особым спросом в Приамурье пользуются строительные специальности, сварщики, каменщики, автослесари и официанты. Эти специалисты трудоустраиваются, еще учась в училище.

Возрастная категория материалов: 18+