Благовещенский аэропорт — старейшее авиапредприятие Приамурья, построенное в начале 60-х годов прошлого века. Годы перестройки и распад Союза стали сложным периодом в истории аэропорта, как и всей отечественной гражданской авиации. Однако в конце 90-х ситуация стала меняться. В июле 1997 года было образовано государственное унитарное предприятие «Аэропорт Благовещенск». С этого момента начался новый этап в жизни аэропорта. Имея в своем распоряжении лишь ветхое здание аэровокзала и несколько единиц техники, руководству аэропорта удалось превратить его в бурно развивающееся авиапредприятие с большими перспективами.

— В прошлом году аэропорт отметил свой 10-летний юбилей, и, кстати, 2007 год для нас был самым успешным, — рассказывает гендиректор Благовещенского аэропорта Валерий Шлегель. — Количество пассажиров увеличилось более чем на 12,5 тысячи человек, почти на 135 тонн вырос объем почтовых и грузовых авиаперевозок. Естественно, и доходы мы получили больше, чем планировали, — порядка 78 миллионов, что почти на 11,1 миллиона больше, чем в 2006 году. Таким образом, все показатели, по которым оценивают эффективность работы аэропорта, мы перевыполнили. Особенно нас порадовало то, что в прошлом году была реализована большая международная программа: аэропорт обслужил почти три десятка международных авиарейсов, а объем международных перевозок из нашего аэропорта увеличился на 20 процентов — это порядка 6,3 тысячи пассажиров. Конечно, большая заслуга в этом наших партнеров — турфирм и авиакомпаний «Якутия» и «Дальавиа», которые участвовали в международной чартерной программе.

Кстати, благовещенский аэропорт имеет статус международного с 1993 года. В 2002 году амурчане впервые получили возможность улететь из родного города для встречи Нового года и отдыха в Таиланд и на юг Китая. В последние годы в основном выполняются чартерные международные программы на новогодние праздники и в летний период. По выполнению постоянных международных рейсов пока есть трудности.

— Проблема в том, что нет ни одной авиакомпании, которая бы располагала необходимым парком воздушных судов для выполнения этих полетов, — отмечает Валерий Оттович. — Например, на маршрут Благовещенск — Харбин нужно поставить экономичный самолет вместимостью не более 50–60 человек. Но его нет. Мы проводили переговоры и с «Владивосток Авиа», и с «Дальавиа», и с авиакомпанией «Якутия», но приобретение таких самолетов у них только в перспективе. Есть самолеты Ту-154, Ил-62, на которых летать нерентабельно, и есть Ан-24, который, для того чтобы выполнять перевозки по международным авиалиниям, должен быть переоборудован, то есть должны быть установлены соответствующие специальные приборы, а это тоже весьма дорогостоящая процедура для авиакомпаний.

Но, несмотря на трудности, все-таки есть перспектива развития международных перевозок через аэропорт Благовещенск. Так, авиакомпания «Якутия», которая является одним из самых надежных наших партнеров, предполагает в этом году открыть новый рейс по маршруту Якутск — Благовещенск — Пекин. В их планах также и выполнение рейсов в Харбин и Санья, КНР. Летом они планируют продолжить прошлогоднюю программу международных полетов. Самолеты будут, как и прежде, летать в Тяньцзинь и Далянь, КНР. Хорошей для амурчан новостью прошедшего года можно считать то, что восстановилась воздушная связь между столицей Приамурья и городами области. Первый рейс на самолете Як-40 по маршруту Благовещенск — Зея — Тында был выполнен 18 сентября 2007 года. Сейчас полеты по местным авиалиниям Благовещенск — Зея, Благовещенск — Тында и Зея — Тында выполняются два раза в неделю.

Небо начинается с земли

— В прошлом году мы закончили первый этап проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы и перрона, — продолжает гендиректор аэропорта. — Эта реконструкция длилась 5 лет, и на нее было выделено порядка 250 миллионов рублей. Кстати, когда в сентябре к нам приезжал первый вице-премьер Сергей Иванов, он высоко оценил состояние нашей полосы, отметив, что на Дальнем Востоке у нас одна из лучших ВПП, примерно как в Хабаровске. А вот, например, в Магадане, Владивостоке полосы в более худшем виде. Кстати, эта реконструкция позволила нам в прошлом году принимать и обслуживать современные самолеты — «боинги», аэробусы, на которые активно переходят ведущие авиакомпании страны.

Приоритетной задачей является и техническое перевооружение аэропорта. В прошлом году из областного бюджета было выделено шесть миллионов рублей для приобретения современной аэропортовой спецавтотехники и аварийно-спасательного и пожарного оборудования.

— Раньше у нас были трудности с обслуживанием так называемых литерных рейсов, то есть рейсов, которые выполняют перевозку высокопоставленных государственных лиц, включая президента, — рассказывает Валерий Оттович. — Для обслуживания этих самолетов в аэропорту должна быть определенного вида техника. Раньше ее заимствовали у Хабаровска, Владивостока. Но теперь у нас есть своя новая сертифицированная техника, и эту проблему мы сняли.

Кстати, в прошлом году аэропорт впервые получил комплексный сертификат по всем видам деятельности: аэродромному, электросветотехническому, поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов и другим. Сертификацию проводят столичные специалисты, и проверка каждого направления деятельности оценивается примерно в 180–200 тысяч рублей.

Слагаемые комфорта

Мечта отправиться в полет с комфортом для благовещенских авиапассажиров приобретает более ясные очертания. Фасад здания нового аэровокзала, строительство которого ведется на территории аэропорта, полностью готов. Работы по строительству нового аэровокзального комплекса начались еще в 1988 году, но были приостановлены в 1995-м из-за отсутствия финансирования. Строительство возобновилось в июле прошлого года, а сдача нового здания в эксплуатацию намечена на 2009 год. Новый аэровокзальный комплекс будет в 4 раза мощнее нынешнего, построенного еще в 60-е годы, его пропускная способность — 400 пассажиров в час. Он будет отвечать всем современным стандартам обслуживания и требованиям авиационной безопасности. В новом аэровокзале будут большие просторные залы и помещения для досмотра пассажиров и багажа, а также буфет, игровая площадка для детей, телефонная зона и интернет-кафе.

— Этот проект очень дорогой, завершение строительства комплекса и его техническое оснащение потребуют порядка 700–800 миллионов рублей, — отмечает Валерий Оттович. — После этого все службы аэропорта перейдут в новое здание, а старое будет реконструироваться под международный терминал.

Авиаторы надеются, что, благодаря современной инфраструктуре и сервису, пассажиропоток увеличится не менее чем в 2–2,5 раза, учитывая возрастающий интерес населения к отдыху на курортах Китая.

Кадры решают все

Этот лозунг в авиации актуален как нигде, и это не просто слова. В руках этих специалистов не только дорогостоящая техника, но и жизни многих людей. В Благовещенском аэропорту работают более 200 человек.

— Костяк персонала составляют люди, которые не один десяток лет проработали в авиации, — подчеркнул Валерий Шлегель. — Наши работники являются высококвалифицированными специалистами. Более половины из них имеют высшее или среднепрофессиональное образование, у многих непосредственно авиационное образование. При этом география учебных заведений, в которых учились специалисты, велика. Начиная от Киевского института инженеров гражданской авиации, Санкт-Петербургской академии гражданской авиации, Выборгского авиационного училища и до Дальневосточного государственного университета путей сообщения, в котором существует факультет воздушных сообщений. Авиация — дело коллективное, в котором в единую цепь связаны авиационные агентства, авиакомпании, аэропорты, авиационно-техническая база, топливозаправочный комплекс, метеообеспечение, центр организации и управления воздушным движением. И самое приятное, что во всех этих сферах трудятся династии авиаторов. Много их и на нашем предприятии. Это династии Александровых, Акимовых, Бродниковых, Буйновских, Дорофеевых, Жоровых, Забелло, Костроминых, Крымовых, Кутько, Куцевых, Масич, Нефедовых, Приходько, Семеновых, Ядыкиных и многие другие. Много и таких работников, у которых ранее в авиации работали родители и сегодня находятся на заслуженном отдыхе. И таких более трех десятков. То есть сегодня есть продолжение семейных традиций. Авиация на какое-то время была загнана в угол, но ситуация с тех пор изменилась в лучшую сторону. В последнее время к нам потянулась молодежь, и мы с радостью готовы брать молодых специалистов. Мы, например, готовы им частично возмещать расходы на учебу, есть у нас и льготы для работников предприятия — словом, мы активно привлекаем новые кадры, которые нам сейчас очень нужны,— заключил гендиректор.

Возрастная категория материалов: 18+