Нет и «красивой силы в движениях»: надо было видеть, как неловко чувствовала эта миловидная женщина, когда мы пытались ее научить позировать перед фотокамерой. Но зная, что сделала для Нижней Ильиновки, для земли, ставшей ей родной за тридцать с небольшим лет, понимаешь: прав был великий русский поэт, воскликнувший: «Есть женщины в русских селеньях!» Есть, не перевелись. Напротив, идут нередко на шаг впереди мужчин. Как это удается? С трудом и верой в собственные силы одновременно.

Чего-чего, а этого добра Татьяне Евгеньевне не занимать, ведь ее крестьянско-фермерское хозяйство начиналось на пустом месте, вернее — на пустующих земельных участках, что были выделены на паи после ликвидации здешнего совхоза «Ильиновский». От нескольких сот гектаров, которые получила семья Панченко (муж Вячеслав работал в совхозе инженером) на самых дальних от села полях, до сегодняшних трех с лишним тысяч га — дистанция огромного размера, которая вместила так много. Град, что вмиг выбил 180 гектаров урожая сои, дожди, после которых поля зерновых больше напоминали рисовые плантации, а уж сколько за пятнадцать лет было засушливых лет — и не вспомнить! Панченко со смехом рассказывала другое, как ее молоденькую выпускницу Благовещенского коммунально-строительного техникума приняли на работу помощником бухгалтера (вакансий по специальности в совхозе не было) и отправили на перевес скота, а тогда в хозяйстве только КРС числилось четыре тысячи голов. Но ничего, испытание горожанка выдержала. Надо было привыкать к крестьянскому труду, раз вышла замуж за сельчанина. Привыкла она ко многому и даже научилась командовать мужиками, используя при случае нецензурную лексику. На мой вопрос: «Неужели материтесь?» — эта улыбчивая женщина ответила ничуть не рисуясь: «А вы думаете, нет? Великий русский язык в селе нормально понимают».

Не любительница ходить вокруг да около, глава КФХ так же честно выстраивала свои отношения внутри коллектива. Убеждала, а если надо, то и настаивала на своем, когда речь шла о кредитах на покупку сельхозтехники, о расширении посевных площадей. И учредители КФХ, а следом за ними и сами работники со временем поняли: права была Татьяна Евгеньевна. Видно, те годы работы в совхозе бухгалтером, а потом и главбухом, учеба в сельхозтехникуме не прошли для нее даром. Взаимопонимание — процесс сложный, длительный. Зато сейчас главе КФХ есть на кого положиться, особенно по части сельхозтехники. Татьяна Евгеньевна тепло отозвалась о братьях Пеньковых — Иване и Владимире Никитичах, Александре Давыдовиче Пономареве, Григории Ивановиче Мудраке. Люди ответственные, трудолюбивые, как и заведующая зерновым двором Галина Михайловна Пономарева. Но первым Панченко, конечно же, назвала своего мужа Вячеслава Васильевича, главного инженера КФХ, справедливо считая, что «Горизонт» своим успехом во многом обязан именно ему.

Быть первой

В районной администрации, представляя нам передовое хозяйство из Нижней Ильиновки, не раз употребляли слово «первая». Именно Татьяна Евгеньевна стала единственным в районе лауреатом проекта Всероссийской политической партии «Единая Россия» «Профессиональная команда страны» (раздел «Агропромышленный комплекс»). Панченко первой среди руководителей михайловских сельхозпредприятий приобрела мощный «Кировец» К-744. Еще в начале века она свои посевные площади стала расширять за счет пустующих земель, которые теперь называют залежными. К слову, только за прошлый год было поднято около тысячи таких гектаров. 2007 год стал особенно знаменательным для КФХ — так серьезно машинно-тракторный парк в хозяйстве, где есть машины 1983 года выпуска, давно не обновлялся.

— Чемодан денег никогда в руках не приходилось держать. Но я подписала самый большой за всю свою жизнь чек. На 6,5 миллиона рублей! — не без гордости за родной коллектив говорит моя собеседница.

Около десяти миллионов рублей было потрачено на приобретение сельхозновинок, однако за К-744 хозяйство еще не рассчиталось. Но Панченко не преминула заметить, что при покупке «Векторов» ростовский завод сделал им стотысячную скидку да еще подарил по 4000 литров дизтоплива на каждый комбайн. Это в ней явно главный бухгалтер заговорил: привык человек считать каждый сэкономленный рубль. Глава КФХ так же быстро, с помощью калькулятора, подсчитала, сколько мог бы «Горизонт» заработать, продавая сою не по той осенней цене за 7,80, а по сегодняшней — за 12,00. Значит, надо основательно взяться за реконструкцию зернового двора, недавно выкупленного у сельской администрации. Деньги на это тоже были потрачены солидные, но как иначе? А если бы его чужой дядя купил и на металлолом пустил, что тогда?

Немалых средств стоила и сама реконструкция зернового двора, который, по словам директора благовещенского ООО «Амур-Блиц» Константина Гончаренко, по-хорошему надо бы сносить и строить новый. «Как это — сносить?» — возмутилась Татьяна Евгеньевна, хотя прекрасно понимала, что прав ее новый партнер, чья бригада так много сделала для обновления этого энергоемкого и устаревшего производства. Одна немецкая зерноподрабатывающая машина чего стоит, зато какая мощность — 80 тонн в час! Добрую службу сослужит «Горизонту» при уборке в дождливую или ненастную погоду.

Панченко, кстати, и в деле реконструкции зернового двора в числе первых в Михайловском районе. У ее хозяйства первое место за постановку сельхозтехники на зимнее хранение, но пока второе — по урожайности сои. Значит, надо постараться обойти прошлогоднюю победительницу — МТС «Амур». Возможность для этого есть: и материально-технические, и трудовые, а главное — есть опыт хозяйствования в рыночных условиях. Ведь на базе ликвидированного совхоза «Ильиновский» когда-то было зарегистрировано семь КФХ, потом появились еще и малые предприятия. Осталось лишь хозяйство Панченко, которое с чьей-то легкой руки назвали «Горизонтом».

Новые перспективы

Так оно и вышло: горизонты у коллектива действительно обнадеживающие. И приз областной администрации, как лучшему малому предприятию, и грамота министерства сельского хозяйства Амурской области, и недавно врученный диплом лауреата от «Единой России» — это только начало большого пути. Потому что трудности позади, в том числе и проблемы со сбытом сельхозпродукции. Решили бы еще вопрос передачи земель из областной собственности на муниципальный уровень — и тогда не болела бы душа у сельчан при виде заросших кустарниками земель.

— Вы спрашиваете о моей мечте? Хочу, чтобы крестьяне жили как люди. Чтобы имели современные уютные дома, могли отдыхать на курортах, лечиться в хороших больницах. И чтоб никогда не жили сельчане от зарплаты до зарплаты, а тем более — в долг. Мечтаю, чтобы амурское село сделало наконец шаг вперед. с. Нижняя Ильиновка, Михайловский район.

Возрастная категория материалов: 18+