Пути выхода из сложившейся ситуации определяли на прошедшем накануне совещании под руководством главы Приамурья Николая Колесова. Напомним, шестого февраля губернатор провел правительственное совещание с участием районных глав и представителей фирм-перевозчиков, на котором обязал министерство транспорта представить расчеты по нерентабельным маршрутам и размерам необходимой финансовой поддержки на каждый отдельный маршрут. Николай Александрович поставил жесткий срок исполнения — 20 февраля. Уже 19-го числа амурский минтранс отчитался о проделанной работе.

— Насколько я знаю, в области насчитывается более сотни убыточных, но социально значимых маршрутов. Причем до 11 отдаленных населенных пунктов рейсы не выполняются вообще! Там что, живут граждане Украины или Канады, а может, все-таки жители Амурской области? Вдумайтесь в эти цифры. Вдумайтесь, сколько народа оторвано от жизни области! От медицинской помощи, от образования, от нормального снабжения продуктами питания. Мы тут строим высокие проекты: космодром, нефтепровод, заводы. А люди не имеют самого необходимого. Это недопустимо, с этим пора завязывать! — резко начал совещание Николай Колесов.

По словам Николая Пробича, если верить данным из районов, для возобновления убыточных, но необходимых жителям автобусных маршрутов, по предварительным расчетам, нужно 43,9 миллиона рублей.

— Мы подготовили перечень маршрутов, которые будут субсидироваться из областного бюджета, — сказал Николай Пробич. — До 15 марта мы определим экономически обоснованный тариф и суммы на дотации, после чего Законодательное собрание должно будет внести изменения в областной бюджет этого года. Далее министерство определит порядок предоставления этих субсидий. Все это хорошо, но деньги нужны уже сейчас — люди не могут ждать.

— Даю вам время на все расчеты, — сказал Николай Колесов. — Уточните цифры по районам, выявите все убыточные маршруты, выясните, где транспорт вообще не ходит, а где маршруты все-таки закрывают частники. Те маршруты, которые не работают, должны заработать. Я распоряжусь выделить 50 миллионов. А министру транспорта предлагаю лично проехать по районам и во всем разобраться. Если будут жалобы поступать, вы ответите по полной программе.

По данным областного минтранса, больше всего придется субсидировать Свободный (убытки от перевозок — 5,2 миллиона), Благовещенский район (3,8 миллиона), Белогорский (больше двух миллионов), Бурейский и Константиновский (по 1,3 миллиона), Октябрьский (1,9 миллиона) и, как ни странно, Благовещенск. Здесь убытки от нерентабельных автобусных маршрутов составляют более 12 миллионов, а в троллейбусном управлении зашкаливают за 15 миллионов рублей.

— Разве когда бюджет утверждали в октябре, эта проблема не стояла? Ее не было? — справедливо спрашивал губернатор.

— Была, — ответил представитель Шимановского района. — У нас этой проблеме уже лет десять, и за все это время ни копейки из облбюджета не поступало. Другой вопрос, что есть места, куда по суше не добраться — только речным транспортом.

Для субсидирования речных пассажирских перевозок нужна 721 тысяча рублей. Такая же ситуация и с рядом недоступных для автотранспорта сел Зейского района. Для того чтобы люди могли без проблем выехать по воде, здесь нужно 945 тысяч рублей. В общей сложности на дотации речных пассажирских маршрутов требуется 1667 тысяч.

— У нас есть села на отшибе, где в основном одни пенсионеры живут, — вторит представитель администрации Свободненского района.

— Так вы что, стариков в тайге закупорили?! — возмутился губернатор.

— Нет, туда ходят микроавтобусы, но у нас автопарк очень старый, а перевозки на большие расстояния. Например, 150 километров в один конец.

По области «бегают» около 800 автобусов, 134 из них — муниципальные, их износ составляет 80 процентов. Эту проблему министерство планирует решить с помощью программы «Развитие транспортно-дорожного комплекса Амурской области до 2015 года». Она предусматривает ежегодную покупку автобусов на сумму не менее 50 миллионов рублей (это 50 автобусов) на условиях софинансирования — часть средств будет поступать из казны области, остальные — из бюджетов муниципальных образований. Но проблема не только в убыточных маршрутах и изношенности транспорта.

— Дело в том, что только муниципальный транспорт возит льготников, — отметил мэр Благовещенска Александр Мигуля. — Наши частники бабушек по проездному не хотят возить и пытаются прежде всего захватить наиболее прибыльные маршруты. Но правила игры должны быть для всех одинаковы. Кроме того, не везде проводят конкурсы на обслуживание тех или иных маршрутов, а это значит, что многие перевозчики ездят без разрешения.

Волнующий жителей всех районов вопрос собрал за круглым столом главного федерального инспектора по Амурской области Александра Одинокова, и. о. первого вице-губернатора — главы администрации губернатора Владимира Кулинича, зампреда амурского правительства Александра Нестеренко, министра транспорта и дорожного хозяйства Николая Пробича, начальника управления госзаказа и государственного регулирования тарифов Анвара Гайнутдинова, мэра Благовещенска Александра Мигулю, а также представителей городов и районов региона.

— Проблему нужно решать комплексно, разовыми вливаниями средств здесь не обойтись, — подытожил Николай Колесов. — Транспорт должен и деньги зарабатывать, и бабушек возить. Нужно разработать четкую концепцию развития транспортного сообщения в Приамурье.

Напоследок губернатор огорошил собравшихся.

— Все расчеты по обновлению автопарка нужно подготовить до 28 февраля, — дал задание глава области. — В этот день к нам должна приехать большая команда из Минтранса РФ во главе с заместителем министра. Главные объекты, на которые они обратят внимание, — наши малые аэропорты в Тынде и Зее, речные порты, а также наш кусок трассы Чита — Хабаровск. Хорошо, если бы и в обновлении автопарка мы получили поддержку федерального центра.

Возрастная категория материалов: 18+