Однако таковыми они кажутся только на первый взгляд. Мало кто обращает внимание на то, что написано в договоре мелким шрифтом. Но именно тут спрятана мина замедленного действия, и вот почему. За ведение ссудного счета финансовое учреждение берет в качестве ежемесячной комиссии от 1 до 3 процентов от суммы кредита. Даже за досрочную выплату взятых в банке денег тоже имеют навар с заемщика. В итоге процентная ставка по кредиту составляет не объявленные 12, а 40 и больше процентов.

Основная масса потребителей, не обладая специальными знаниями, не в состоянии при заключении договора оценить все эти якобы выгодные условия, навязываемые кредитным учреждением. Заемщик «ловится» только на обещанную банком минимальную процентную ставку, уверенный в том, что будет выплачивать только этот разрекламированный процент. Неправомерная плата за услуги по открытию и ведению ссудного счета, взимание комиссии за частичное досрочное погашение кредита, взыскание неустойки в случае возникновения задолженности...

Все эти нарушения требований законодательства о защите прав потребителей были выявлены управлением Роспотребнадзора по Амурской области при проверке Азиатско-Тихоокеанского банка еще в апреле 2007 года. Весь год шло судебное разбирательство. Сначала банк был привлечен к административной ответственности, но постановление о наложении штрафа им было обжаловано. Затем решением арбитражного суда Амурской области в удовлетворении этой жалобы было отказано. Причин тому несколько. Во-первых, предоставление кредита заемщику — физическому лицу — не влечет за собой обязательное открытие расчетного или иного счета, а также автоматического заключения договора банковского счета. Это является правом, но не обязанностью гражданина.

Кроме того, областной арбитражный суд посчитал незаконной практику взимания дополнительных комиссий за досрочный возврат кредита и просрочку платежей, если договором предусмотрено поэтапное погашение задолженности. Законодательством РФ не установлено право банка налагать на заемщика такие финансовые санкции, как неустойка, комиссия и т. д. В итоге постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда Хабаровского края данное решение арбитражного суда Амурской области было оставлено без изменений. По аналогичным нарушениям областное управление Роспотребнадзора привлекло к административной ответственности еще два учреждения — ОАО «Росбанк» и «Восточный экспресс банк». Постановления вступили в законную силу.

По мнению Роспотребнадзора, все издержки кредитных организаций должны включаться в себестоимость соответствующей финансовой услуги (таким образом и формируется размер процентной ставки) и не могут быть выделены в отдельную услугу. Недавние поправки в федеральный закон о защите прав потребителей еще раз подтверждают следующее: при заключении кредитного договора заемщику должна быть предоставлена достоверная и в полном объеме информация о всей сумме, подлежащей выплате потребителем, о графике погашения этой суммы. И пусть человек, оценив данные условия, сам принимает решение: выгодно ли ему это, сумеет ли он вернуть банку кредит. Сейчас возбуждено дело еще по одному амурскому банку.

Возрастная категория материалов: 18+