Времена склизкого картофельного пюре и щей, заправленных комбижиром, обещают уйти в небытие. Так ли это и какими кулинарными изысками балуют военнослужащих повара, попытались выяснить журналисты «АП» и наведались в столовую ДВВКУ. Здесь готовят не только для обычных курсантов, но и для солдат-срочников, а также для военнослужащих-иностранцев.

Двойные порции котлет

Время близилось к обеду. Наши вкусовые и обонятельные рецепторы — мои и фотокорреспондента — еще метров за сто почувствовали аппетитный «дух» столовой. На морозном воздухе куриный супчик и жареные котлетки пахнут по-особенному. Вкусный аромат общепита разносился по всей территории гарнизона, вызывая у его обитателей мысли только о еде. В столовой для курсантов подготовка к обеду в самом разгаре. Дежурные снуют между квадратными столиками, позвякивая металлической посудой. Каждый стол рассчитан на четыре человека, и в считанные секунды он заполняется блюдами с едой. Появляются буханка белого хлеба, надрезанная на кусочки, литровый пакет натурального сока, салат из свежей капусты, первое и второе блюда. Тарелки с высокими бортиками напоминают миски — их, наверное, сегодня можно увидеть только здесь да в местах не столь отдаленных. По команде просторная комната заполняется десятками молодых людей. Входят сюда они не шумной толпой, а дружным строем. У каждого свой стол и свое место, к которому за время учебы курсант успел привыкнуть. И уже через пару минут обеденный зал наполняется звонким постукиванием ложек. За десять-пятнадцать минут миски курсантов пустеют. Их число редеет. На столах остаются недоеденные кусочки хлеба.

На выходе из столовой я пытаюсь перехватить рослого, под метр девяносто, крепкого парня. Незнакомцем оказался третьекурсник училища Изамудин Абдусаламов, приехавший в Приамурье с Северного Кавказа. Удачное попадание, ведь за три года учебы вполне можно сравнить и оценить перемены, коснувшиеся питания военнослужащих.

— Изамудин, в вашем меню с этого года что-нибудь изменилось?

— Конечно, добавили мяса, — отвечает прямо-таки по-мужски курсант. — Раньше на второе в обед была одна котлета, а сейчас кладут две. Вместо черного хлеба стали давать белый. Трижды в день мы теперь едим сливочное масло и каждый день — вареное яйцо. Чаще стали давать и свежие помидоры с огурцами.

— Ну а кормят-то как?

— Неплохо. Но мама, конечно, готовит вкусней.

Кофе для солдат

Общевойсковой паек изменился с начала этого года. Причем эти изменения коснулись не только его состава, но и стоимости. Суточный продпаек подорожал на 13 рублей, и теперь государству он обходится в 81 рубль.

— Наименование продуктов осталось практически тем же, но изменился их суточный вес, — говорит начальник продовольственной службы майор Сергей Агапов. —  Это, в частности, касается продуктов, содержащих жиры и углеводы. Если раньше норма черного хлеба была 350 граммов в сутки, то стала 300, белого хлеба вместо 400 стало 350 граммов. Количество хлеба уменьшилось из-за того, что он оставался и шел в отходы. Зато добавили муку первого сорта и дрожжи — для выпечки пирожков и булочек. А вот комбикорма и маргарин исчезли из пайка совсем. Зато впервые появился кофе. При всех этих переменах пищевая ценность и калорийность пайка не стала меньше. Наоборот, выросла на 185 ккал. А всего в день военнослужащий потребляет 4374 килокалории.

Если утрировать слова начпрода, то теперь борщи и супы для курсантов и солдат заправляют не салом, а растительным маслом. Данная замена обещает положительно сказаться на желудках военнослужащих: изжога и гастриты их теперь не должны беспокоить. Помимо традиционной «толченки» и перловой каши, военнослужащие получают на гарнир соленые помидорчики и огурчики и даже консервированный зеленый горошек. Мясо в рационе военнослужащих «потяжелело» на 50 граммов и составляет 250 граммов в сутки. Причем теперь дают не только говядину и свинину, но и сосиски, сардельки и субпродукты — печень и сердце. Обеденные супы варят и на курином бульоне. Кстати, мясо строго чередуется с рыбой. Если в обед давали котлету, то на ужин, скорее всего, будет морепродукт, и наоборот.

— К общевойсковой норме № 1 есть и дополнительный паек, — продолжает начальник продовольственной службы майор Сергей Агапов. — Он положен ребятам с дефицитом массы тела и тем, у кого рост свыше 190 сантиметров. К основному питанию они получают «довесок». А лицам, несущим службу в карауле, выдается второй ужин — бутерброды с маслом и колбасой или сыром со сладким кофе плюс печенье.

По словам начпрода, уже через месяц-полтора худенькие курсанты и солдаты-срочники, попавшие к ним в часть, достигают нормального веса. Прошлой осенью в дополнительном продпайке нуждались около десяти ребят. На сегодняшний день все они сняты с учета.

«Черный рис» не для иностранцев

В соседнем зале, этажом выше, обедают военнослужащие, приехавшие учиться в ДВВКУ из других стран. Если меню для курсантов и солдат-срочников идентичное, то у заграничных гостей оно немного отличается.

— В нашей столовой питается несколько национальных групп, причем и курсанты, и офицеры, — говорит заведующая производством специального факультета Дальневосточного высшего военного командного училища Наталья Васневская. — У всех разные вкусовые привычки и традиции, поэтому мы всегда работаем с ними в контакте. Регулярно проводим анкетирование, спецбеседы, стараемся реагировать на замечания и пожелания каждого, но, разумеется, в пределах наших возможностей.

По словам завпроизводства, это означает, что блюда для гостей готовятся из продуктов, входящих в общевойсковую норму. Единственное, чего придерживаются повара, так это рациона, к которому иностранцы привыкли у себя на родине. Например, они предпочитают кушать как можно больше свежих овощей и острых блюд, очень любят натуральные продукты — гуляш, бефстроганов, антрекоты и курицу. На гарнир просят рис или макароны, могут остановиться на бобовых — горохе и фасоли.

Кстати, свои пожелания иностранцы высказывают на русском языке. Говорят с трудом, но вполне понятно. Например, этой зимой, когда в Благовещенске была эпидемия ОРВИ и гриппа, заграничные гости просили давать им побольше лука и чеснока.

— В столовых училища, в том числе и в нашей, меню разрабатывается на неделю, — продолжает заведующая производством специального факультета ДВВКУ Наталья Васневская. — За качеством приготовления пищи ведется ежедневный трехразовый контроль. Перед каждым приемом пищи приходит медработник, обходит территорию столовой, проверяет санитарное состояние, качество мытья столовых приборов и пробует пищу. После чего делает записи в книге учета. Только потом мы кормим курсантов.

— О, я очень люблю курицу, — признался гражданин одной из африканских стран, носящий звание старшего лейтенанта, когда я попыталась выведать его вкусовые пристрастия. — Дома мы ее тоже готовим, но совсем по-другому. Инжера — так у нас называется это блюдо, едят руками.

— Трудно ли было привыкать к русской кухне? — спрашиваю чернокожего гостя.

— Да, потому что наши национальные блюда готовятся не так. Хотя мы тоже едим макароны, картошку, баранину, капусту и хлеб. Но хлеб не такой, как здесь — мы печем лепешки.

— Кроме курицы, вам что-нибудь нравится здесь?

— Суп и борщ.

— А тефтели? — их  в обед их подавали на второе.

— Нет, но кушаю. У нас тефтели и котлеты не готовят. Компот — тоже.

— Тушеная картошка им очень нравится, — включается в разговор завпроизводством. — А вот гречку и свеклу наши гости не любят. Крупу они прозвали черным рисом и попросили готовить только «белый» рис. Но и то — по-особенному. Мы варим его рассыпчатым, а они привыкли к разваренному. И чем сильнее рис разварен, тем вкуснее. Пришлось учиться. А вот к свекле гостей мы потихонечку приучаем — готовим им винегрет. Категорически не едят иностранцы тушеную капусту, соленые помидоры и огурцы. Хотя в свежем виде и то и другое кушают с удовольствием. Коровье же молоко, наоборот, предпочитают пить почему-то кипяченым и горячим.

Офицеры питаются за свой счет

Если с питанием солдат, курсантов, в том числе и приехавших из-за границы военнослужащих, в военном училище все ясно, то продснабжение преподавателей пока вызывает у начпрода одну головную боль. По приказу Минобороны, довольствие офицерскому составу не положено. Пайком и питанием обеспечиваются только те военнослужащие, кто находится в районах Крайнего Севера или приравненных к ним. А Амурская область, к сожалению, к ним не относится. Нет на территории военного училища и платной столовой для педагогов. Может быть, когда пристроят новый корпус к столовой для курсантов, она появится. Есть пока только чайная, где офицеры могут перекусить. Бесплатно же кормят только тех, кто заступил на боевое дежурство. Им положен тот же паек, что и курсанту с солдатом.

ИЗ ИСТОРИИ

Чем кормили бойцов Красной армии

По сравнению с нормами питания красноармейцев времен Великой Отечественной войны современные нормы смотрятся настоящим пиршеством. Тогда бойцам полагалось хлеба из ржаной и обойной муки зимой по 900 граммов в день, а летом — по 800; 140 граммов крупы, 150 — мяса, 100 — рыбы, 30 — комбижира и сала (сливочное масло и молоко не предусмотрены), 20 — растительного масла, 1 грамм чая и 35 граммов сахара.

Здесь вырисовывается любопытная закономерность: чем меньше количество разных продуктов, тем больше доля хлеба. Хлеб, получается, был всему головой.

МЕЖДУ ТЕМ

Пайки в Российской армии и в армии США одинаковы по энергетической ценности. Расхождения связаны с ассортиментом применяемых продуктов и обычаями питания. Например, в России традиционно едят много хлеба, а в качестве первого блюда на обед предпочитают суп или борщ.

 А КАК НА ГРАНИЦЕ?

Питательная «Африка»

Круглый год собственными силами выращивают овощи в учебном центре пограничных войск ФСБ России, что находится в селе Николаевка Тамбовского района. Центр представляет собой автономный городок, в котором немало построек. Про одну из них и солдаты, и офицеры говорят с особой теплотою. Показывая на здание, напоминающее большую полусферу, они восклицают: «Это наша теплица!»

— Мои родители живут на далеком Севере, витаминов там мало, проблема с зубами и у них, и у моих приятелей, — рассказал нам один из солдат, через два месяца уходящий на дембель. — Фрукты и овощи у нас завозные, а потому очень дорогие. Вдобавок — безработица. Вот поэтому мои близкие и знакомые сильно завидуют мне, когда рассказываю им о нашей теплице. Ведь у меня за двухгодичный срок службы ни разу не возникла необходимость обратиться в санчасть по поводу зубов. Крепкие они у меня, проволоку могу, наверное, перекусить. А все потому, что в столовой мы постоянно питаемся зеленью.

— Наша теплица работает круглый год, — не без гордости дополняет солдата начальник центра полковник Владимир Вощевоз. —  Огурцы и помидоры все время на столе. Тщательно следим за тем, чтобы в помещении теплицы постоянно поддерживалась специальная температура, необходимая для созревания теплолюбивых овощей. Честное слово, радуется глаз, когда с мороза заглянешь туда, чтобы проверить, все ли в порядке, а там чуть ли не Африка — все цветет и благоухает!

Собственно, особой проверки там и не требуется, поскольку обслуживающий персонал хорошо понимает ответственность задачи, стоящей перед ним. Заморозить теплицу можно быстро, а вот исправить положение — гораздо дольше и труднее. Картофель в центре тоже свой, выращенный своими руками. Недалеко от стрельбища расположен участок земли, где высаживают клубни, без которых, кажется, русский человек уже не представляет жизни. Не секрет, что порой картофель, который мы закупаем у наших соседей, по ту сторону Амура, напичкан химикатами для более быстрого роста и увеличения в объеме. А здесь любимая культура не подвергается насильственному воздействию, а потому имеет очень добротные вкусовые качества.

Хотя подопечные учебного центра никогда не сетуют на аппетит, излишки приготовленной пищи всегда остаются. Их разумно используют для вскармливания так называемого «прикухонного» хозяйства — свиней.

— Так что на еду у нас никто не жалуется, — подытожил разговор, касающийся питания, полковник Вощевоз. — Внимательно следим за качеством пищи. Постоянно проводится проверка, как лично мною, так и офицерами управления части, качества приготовления пищи и соблюдения норм довольствия.

Возрастная категория материалов: 18+