Это  представители собственника и подрядчика объекта. Вчера они обсуждали этот долгожданный инвестиционный проект на совещании в областном правительстве.

Сооружение железнодорожной ветки Улак — Эльга началось в 2001 году, но уже в следующем по решению российского правительства оно было исключено из инвестиционной программы и приостановлено. За год здесь успели проложить 60 километров железнодорожного полотна, построить вахтовые поселки, перевалочную базу для строителей и путевое развитие разъезда Улак. В прошлом году появилась надежда, что железнодорожный путь к угольному месторождению все-таки будет достроен: в октябре контрольные пакеты акций ОАО «Эльгауголь» и «Якутуголь» приобрела на аукционе российская компания «Мечел-Инвест».

Победившая компания является одной из крупнейших в стране, объединяющей производителей угля, железорудного концентрата, никеля и стали. Купив активы ОАО «Эльга-уголь», компания получила доступ к крупнейшему месторождению высококачественных коксующихся углей. Разведанные запасы Эльгинского месторождения оцениваются в 2,2 миллиарда тонн коксующихся углей, а по оценкам специалистов, залежи угля в этом районе могут быть в 15 — 20 раз больше. Заинтересованная в скорейшей реализации своего угольного проекта компания «Мечел» в феврале подписала контракт с холдингом «Трансстрой» о проектировании и строительстве железной дороги, которая соединит станцию Улак с Эльгин-ским месторождением. Для Приамурья этот проект выгоден тем, что весь добытый уголь будет перевозиться по железной дороге, которая проходит по территории Зейского района.

— Сегодня мы провели первое совещание по строительству железной дороги к Эльгинскому угольному месторождению, обсудили, как мы будем взаимодействовать, чтобы этот инвестиционный проект был реализован в предельно сжатые сроки, — прокомментировал губернатор области Николай Колесов. — Это строительство даст мощный импульс для социально-экономического развития северных районов Приамурья, в частности для Зейского района, который станет главной строительной площадкой. Реализация проекта позволит развить нашу транспортную инфраструктуру, увеличить налогооблагаемую базу, так как строительные предприятия будут зарегистрированы здесь. Но самое главное — это позволит создать от 5 до 12 тысяч новых рабочих мест.

Как сказал генеральный директор ОАО ХК «Якутуголь» Игорь Хафизов, строительство железной дороги станет первым этапом освоения Эльгинского месторождения. Планируется, что в сентябре 2010 года по новой железной дороге пойдет первый поезд с углем Эльгинского месторождения. За это время должно быть уложено почти 300 километров рельсов. 60-километровый участок железной дороги, который был построен шесть лет назад, придется возводить практически с нуля. В условиях вечной мерзлоты дорога во многих местах провалилась, а подходы к мостам разрушились.

Транспортным строителям также в кратчайшие сроки необходимо осуществить сквозной проезд вдоль будущей железной дороги. Для этого надо восстановить притрассовую автодорогу на участках от 80-го до 120-го километра, а на участке от 120-го до 320-го километра осуществить строительство новой автодороги. Самым трудным станет участок от 180-го до 240-го километра, который проходит в долине реки Алгамы. Эта долина каньонного типа с большой косогорностью доставит массу трудностей для строителей. Подрядные организации торопятся с передислокацией, чтобы успеть до наступления паводка. Ведь до окончания работы зимника осталось всего полтора месяца.

— Это первая частная стройка в России такого масштаба, — говорит Игорь Васильевич. — Проект обеспечит перспективное развитие как Якутии, так и Приамурья. Финансирование строительства в этом году составит порядка 15 миллиардов рублей. Мы очень долго выбирали генерального подрядчика, в итоге им стала компания «Трансстрой». Она строила БАМ, поэтому, выбирая эту структуру, мы ориентировались прежде всего на ее высокий профессионализм.

Максимальный ежегодный объем добычи угля на Эльгинском месторождении планируется довести до 30 миллионов тонн. Железнодорожники уже готовятся к увеличивающимся объемам перевозок. По проекту с Эльгинского месторождения каждые сутки будут уходить до 30 составов с углем. Это увеличит загрузку железной дороги почти в три раза и потребует ее модернизации: реконструкцию стальной колеи, строительство дополнительных станций, разъездов. Предполагается также перевод железной дороги к Эльгинскому месторождению на электрическую тягу. Это снизит затраты на перевозку угля и позволит соблюдать экологические требования к производству.