Идея эта возникла не вдруг. Дискуссии о том, что детей надо учить не только теореме Пифагора и правописанию слов «уж», «замуж», «невтерпеж», но и умению найти свое место, тут уже давно не ведутся. Все и так ясно без слов: подростка надо готовить к первым самостоятельным шагам во взрослую жизнь. Причем готовить основательно, раскрыв все его потенциальные возможности. Сейчас уже никого не удивишь Интернетом в школе или компьютерами в классе. Есть эти символы XXI века и в МОУ «Поярковская школа N 2», причем в более чем достаточном количестве. Тут действует два компьютерных класса, 27 учебных кабинетов оснащены 10 комплектами видеоаппаратуры, 40 компьютерами, четырьмя мультимедийными системами. Все на те самые президентские деньги куплено, не считая всевозможных тренажеров, которые имеет не каждая ДЮСШ. Дополнительное образование предоставлено двадцатью объединениями, которые посещают 69% учащихся. Им есть что выбрать: научное общество «Радуга», театральный клуб «Маска», вокально-танцевальная группа «Кредо», клуб «Атлет», кружок бисероплетения, предметно-ориентированные элективные курсы «Семейная экономика», «Моя карьера», «Компьютерная графика»...

Наверняка руководитель не одной школы в Приамурье, прочитав это, подумает: и у нас таких объединений дополнительного образования хватает, и интерактивные доски есть, и уроки с использованием Интернета тоже не редкость. Это так, но коллектив поярковской школы, руководимый Натальей Завадской, смог из этих больших и малых тактических задач выстроить единую стратегию развития школы как школы социального успеха.

— Мы стремимся создать такую образовательную среду, чтобы она отвечала и потребностям общества, то есть социума, и отдельной личности, то есть нашего конкретного ученика, — объясняет Наталья Николаевна. — Во многих школах работают творческие, спортивные, научные объединения, но зачастую их объединяет только общее месторасположение. Мы пошли другим путем: нацелили все свои наработки на выполнение подпрограмм «Информационная культура», «Здоровье», «Одаренные дети», «Мое профессиональное будущее», которые составляют основу уже общей программы «Школа социального успеха». Причем ее участниками стали не только учащиеся, но и учителя. И это настолько сплотило всех нас, что ни о каком водоразделе между учителем и учеником не может быть речи. Мы — единое целое.

Педагоги СОШ N 2, окончив курсы по использованию ИКТ в образовательном процессе, внедряют эти информационно-коммуникационные технологии в предметные уроки и во внеклассную деятельность. И теперь уроки-презентации, сетевые, с использованием Интернета тут не в диковинку. Парни и девчата, чьи бабушки наверняка в детстве не знали, что такое телефон, запросто пользуются мультимедийной системой. На таком уроке, который вела педагог истории и обществознания Любовь Меньших в 10 «б» классе, побывали и мы. Любо-дорого было смотреть, как перед глазами ребят с помощью ИКТ возникла земля леопардов. Будто нет ни времени, ни расстояния — вот они, уголки первозданной природы. Так же познавательно шел урок математики Светланы Урбанович и в седьмом классе: интерактивный учебный комплект «будит» даже тех, кто предпочитает отсидеться на «камчатке».

«Учиться, учиться и учиться» — этот лозунг классика марксизма-ленинизма актуален сегодня как никогда. Коллеги Натальи Завадской повышают квалификацию на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября» и МГУ имени Ломоносова. Надо идти в ногу со временем! Иначе потом не угнаться за второклассниками, которые уже сегодня с компом на «ты», а завтра для них интерактивная доска станет такой же привычной гимнастикой ума, как для самых непоседливых «классики», что нарисованы краской перед школьным гардеробом. Вместе (ученики, учителя и родители) осваивается и другая подпрограмма — «Здоровье». И тут, как говорится, любое слово в строку. На здоровьесберегающие технологии «работает» все: горячее питание и йодизация еды, подвижные перемены для начальных классов и ежедневные получасовые прогулки, тематический лекторий для родителей «Возрастные и психологические особенности школьников» и элективные курсы для старшеклассников по пропаганде здорового образа жизни.

— У нас создана служба выявления и поддержки одаренных детей, ведется мониторинг первоклассников, — вступает в разговор заместитель директора по учебно-воспитательной работе Виктория Силаева. — И как результат — растет интерес ребят к олимпиадам, и внутришкольным, и районным. Из тринадцати школ района нам достается, как правило, добрая половина всех наград. А на недавней областной три призовых места завоевали именно наши ученики: восьмиклассник Александр Колосов, учащиеся десятых классов Ирина Маркова и Эмиль Мамедов. Знакомя с очередной подпрограммой — «Мое профессиональное будущее», наши собеседницы приводили массу не менее интересных фактов. Ведь система профильного обучения во второй поярковской школе формировалась еще с 2004 года. Без нее, без этой, образно говоря, четвертой «стены», рожденный их совместным творческим поиском дом под названием «Школа социального успеха» получился бы неустойчивым, продуваемым всевозможными ветрами и бурями жизни, где выпускнику предстоит познать себя и найти свое место. И кто знает, победил бы их первый проект 2006 года в нацпрограмме «Образование», если бы его авторы Н. Н. Завадская и В. А. Силаева не учли актуальность профильного обучения в школе.

Учли. Более того, тут после кандидатской диссертации, как шутя называют свой первый проект «Качественные условия обучения — залог успешной социализации», они решили, недолго думая, заняться уже... докторской. То есть заявить свой второй проект на получение очередного президентского гранта. А что, шанс стать победителем есть! Ведь речь идет о создании муниципального центра профильного обучения на базе поярковской СОШ N 2. База во всех смыслах слова для этого более чем подходящая. Здание новое, оснащенности (особенно после получения президентского миллиона) позавидуют многие городские школы. Кадры отличные: высшее образование у 78% учителей, уровень квалификации тоже завидный. Наполняемость классов — более 100%: на плановых 306 местах здесь учатся 346 детей. Потому что вторая школа пользуется уважением среди жителей Пояркова. А главное — будущий муниципальный центр профильного обучения нужен Михайловскому району. Тут нет ни одного ссуза, профлицея, ПУ — действует лишь учебно-курсовой комбинат, возможности которого более чем ограничены.

— Мы можем предложить старшеклассникам района как минимум два профиля — социально-экономический и филологический, — рассказывает Наталья Завадская. — Это для многих ребят из ближайших сел будет настоящим окном в мир. И в этот мир они должны войти уже социально адаптированными, хорошо подготовленными, чтобы наравне с городскими сверстниками могли побороться за право получить хорошую работу, стать студентом вуза или техникума.

Я поинтересовалась у заместителя главы по социальным вопросам администрации Михайловского района Татьяны Ненашевой, насколько реальна эта задумка.

— Вполне смогут. Коллектив у Завадской творческий, не привык довольствоваться достигнутым. Да и районная власть в стороне не останется: нам нужен свой центр профильного обучения. Михайловский район на подъеме: МТС создана, у торгового порта скоро прибавится работы, таможенный пост расширяется. Большая программа и по поднятию залежных земель. Молодым, трудолюбивым уже нет нужды уезжать из района —  они здесь понадобятся. Поярково.