- Олег Александрович, Владимир Путин, назначая вас на должность полпреда в ДФО, обозначил первостепенную задачу - декриминализацию самого большого округа России. Начиная работу в этом направлении, скажите, с чем вам пришлось столкнуться? - Вопрос декриминализации на самом деле очень актуальный, я бы сказал, не только для Дальнего Востока, но и для России в целом. Уровень теневой экономики, к сожалению, в России достаточно высок, составляет практически две трети. Учитывая отдаленность нашего Дальневосточного федерального округа от центральных регионов, слаборазвитость инфраструктуры, зависимость от сырьевых отраслей экономики, отсутствие переработки, - все это, естественно, накладывает отпечаток и на криминалитет. Состояние преступности на Дальнем Востоке характеризуется особенностью сращивания криминальных структур с органами власти и управления в первую очередь в таких сферах предпринимательства, как рыбная отрасль и лесопереработка. Несмотря на это, есть позитивные тенденции. Спецслужбам и правоохранительным органам удалось переломить ситуацию. В 2006 - 2007 годах было проведено несколько специальных операций, задержано три «вора в законе», 169 авторитетов организованного преступного сообщества «Общак». Если мы говорим о том, что на 8% снизилось количество регистрируемых преступлений, то на треть уровень преступности в нашем округе выше, чем общероссийский показатель. Это цифры статистики. К примеру, можно сказать, что на 45 следователей Главного управления МВД по ДФО в 2007 году было возбуждено всего лишь 32 уголовных дела, это в плане нагрузки. Из них только 5 уголовных дел по материалам самого Главного управления МВД в ДФО, которое является головным в борьбе с организованной преступностью. Конечно, этого недостаточно. И я думаю, что правоохранительным органам нужно обратить на это особое внимание, потому что резервы еще есть. - Есть ли у вас полномочия по ротации руководителей правоохранительных структур? Ведь не секрет, что у нас в регионах есть люди, которые очень долго находятся на этих постах. Скорее всего, человек обрастает какими-то связями, как правило, негативными. Это будет первый вопрос. И второй из этой же серии по работе судов и прокуратуры. Есть статистика, что жалобы на работу судов и прокуратуры одни из самых многочисленных в регионе. Складывается впечатление, что у нас самые непогрешимые временные судьи и прокуроры. Хотя это далеко не так. Что вы можете на эту тему сказать? - На самом деле вопрос серьезный, актуальный. То, что касается ротации. Безусловно, глаз у многих чиновников в сфере правоохраны и безопасности уже замыливается. Мы это видим и работаем с каждым министерством в отдельности. С МВД обсуждаем это на рабочих группах, на встречах с министром. Это же касается и Генеральной прокуратуры и специальных служб. Не хотел бы сейчас детально погружаться в характеристику каждого, допустим УВД, ГУВД, управления федеральной службы безопасности, хочу сказать, что эта работа находится в нашем поле зрения и мы будем проводить ее в дальнейшем. Самая страшная коррупция, на мой взгляд, вы совершенно справедливы, находится в судах. И если выносится решение на 180 градусов противоположное, когда на белое говорится черное и есть все основания говорить о том, что судья нечист и взял взятку за вынесение неподсудного решения, то это самое страшное, что может быть вообще. Я хочу напомнить о том, что в прошлом году Россия подписала две конвенции. Это конвенция ООН о противодействии коррупции и конвенция Совета Европы. Мы вступили в эти конвенции. Я был членом межведомственной группы по борьбе с коррупцией. Под эгидой помощника президента Виктора Иванова мы разрабатывали комплекс мер, в том числе законодательного характера, подготовлен проект закона «О противодействии коррупции», в котором будет дано понятие, что такое коррупция. Реализация этого закона, который, я надеюсь, в 2008 году будет внесен в Государственную думу, позволит нам бороться с этим злом, в том числе в судах, в прокуратуре, в правоохранительных структурах. - Дальний Восток перестал быть на периферии государственных интересов. Последнее время выделяются колоссальные финансовые ассигнования на развитие. В частности, принята Федеральная целевая программа и ряд других программ. В то же время создается впечатление, что пока не найдены пути и механизмы решения такой острейшей проблемы для региона, как демографическая ситуация. Какие, на ваш взгляд, вызовы и угрозы существуют сегодня в этой сфере? - Это одна из угроз в целом национальной безопасности: если не будет населения, нас поглотят наши великие и могучие соседи. Нас здесь около 6,5 миллиона, а соседей в сотни раз больше. Я бы эту проблему, которую называют «русский крест» - депопуляция, смертность превышает рождаемость, - охарактеризовал следующим образом: и органы власти, и управления, как субъектов федерации, так и федеральные, работают над этим вопросом. По сравнению с 2006 годом в 2007 году рождаемость увеличилась на 5% по сравнению со смертностью, смертность снизилась на 5%, в том числе младенческая смертность - на 2%, но этого еще недостаточно. Федеральная миграционная служба разработала программу переселения на Дальний Восток, которая, к сожалению, работает пока недостаточно эффективно. Я бы эту программу разделил на две составляющие. Первая составляющая - это надо подумать нам всем вместе, как закрепить людей, живущих на Дальнем Востоке, что нужно сделать для них в первую очередь, а потом уже думать о тех людях, которые приедут сюда. Потому что по той программе предусмотрено выделение 60 тысяч рублей на одну семью, 20 тысяч - на членов семей-переселенцев. Ну а чем люди, которые в свое время приехали на строительство Байкало-Амурской магистрали, остались здесь жить, родили здесь детей, чем они хуже других людей, живущих в центральной части России? Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении на Госсовете говорил, что мы, к сожалению, десятилетиями недостаточно уделяли внимания Дальнему Востоку в плане развития и, может быть, нужно обратить внимание на нерыночные механизмы, на дотации и субвенции регионам Дальнего Востока, чтобы поднять здесь уровень жизни. Стыдно, конечно, когда мы находимся с вами в 21-м веке, а до сих пор у нас нет автомобильной дороги от Москвы до Владивостока. Вы знаете, что на завершающем этапе находится строительство автомобильной дороги «Амур» протяженностью 1800 км, построено уже 1500 км дороги с щебеночным покрытием, 500 км - в асфальте, и, по словам министра транспорта Левитина, в 2009 году строительство будет закончено. На этот год выделено 13 млрд. рублей на эту стройку. Это один из инфраструктурных проектов, который позволяет как-то улучшить ситуацию. Безусловно, говоря о демографической ситуации, надо федеральному центру обратить внимание на дополнительную дотацию в наши субъекты в такие сферы, как медицина, здравоохранение. Может быть, подумать о льготах, значительных льготах. Может быть, сделать это бесплатно здесь у нас, для того, чтобы люди чувствовали заботу со стороны властей. Реализация таких комплексных мер, в том числе инфраструктурных экономических проектов, среди которых строительство нефтяной и газовой трубы, строительство космодрома в Амурской области, проведение саммита АТЭС в 2012 году, позволят нам создать дополнительные рабочие места и закрепить людей, привлечь их. Инвестиционный портфель, по нашим оценкам, составляет порядка 8 трлн. долларов. Это серьезно. Поэтому в работе с главами администраций субъектов мы как раз обращаем внимание, чтобы они искали точки роста, которые бы позволяли в области экономики и социальной политики закреплять людей, живущих на Дальнем Востоке. - С тех пор, как вы приехали на Дальний Восток, хотелось бы понять, изменился ли ваш взгляд на наш край? - На самом деле Дальний Восток мне знаком не понаслышке: мой отец пограничник, поэтому мои школьные годы проходили на Курилах. Итуруп, Кунашир - на этих островах я вырос, там учился до восьмого класса. И когда я приехал сюда через 30 лет, меня охватили смешанные чувства. Было и обидно, с одной стороны, за то, что люди, которые живут в других климатических поясах нашей большой России, живут в более комфортных условиях, чем жители Дальнего Востока. И хочется сделать все, чтобы эти социальные, экономические условия выравнялись. Раньше в советском союзе, мы знаем, государство дотировало дальневосточникам перелеты в отпуск: люди без проблем ездили отдыхать. А в Якутии рассказали о том, что сняли северную надбавку. Поэтому мы просто обязаны с органами власти, как федеральными, так и на местах, сделать все, чтобы наш регион стал самым лучшим регионом Российской Федерации. Потому что солнце России встает здесь, на Дальнем Востоке. - Вы уже говорили о предложении Владимира Путина для улучшения жизни на Дальнем Востоке использовать нерыночные механизмы. Что имеется в виду. И второй вопрос: как изменилась ваша собственная жизнь после назначения полпредом? - Начну со второго вопроса. Жизнь изменилась кардинально: спать стал в самолетах, редко вижу семью - общаемся больше по телефону. Но они понимают, конечно, эти условия жизни. То, что касается первого вопроса, хочу сказать, что я уже об этом говорил и президент подчеркнул, что государство должно и обязано взять на себя эту ношу и субсидировать, давать деньги на развитие Дальнего Востока. В первую очередь направлять средства в социальную сферу, в медицину, в образование, в науку. Чтобы люди, которые здесь живут, не чувствовали разницу между людьми, живущими в средней полосе России. Отрадно осознавать, что выделены колоссальные деньги - почти 600 млрд. рублей на программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Будут реализованы, в первую очередь, инфраструктурные проекты. Реализация этих программ в комплексе и в каждом субъекте в отдельности позволит поднять и развить регионы ДФО. Я думаю, что избранный президент Дмитрий Медведев продолжит этот курс, и Дальнему Востоку будут выделены значительные преференции. - Как, на ваш взгляд, будут развиваться отношения Дальнего Востока со странами АТР, если не брать во внимание саммит АТЭС, на который нацелены все перспективы? - Я думаю, мы обречены на взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами АТР. Но что настораживает: увеличивается товарооборот с Китаем, Японией, Южной Кореей. Но эти страны заинтересованы, в первую очередь, в нашей минерально-сырьевой базе. Мы говорим, что открыты, но я еще раз подчеркну, что мы заинтересованы во взаимовыгодном сотрудничестве: в торговле не сырьем, а продукцией, переработанной на нашей территории. Чтобы мы торговали не просто газом и нефтью, а торговали продукцией газохимии или нефтехимии. Думаю, что перспективы в этом вопросе у нас есть. - Вы не раз говорили, что ДФО большой, у нас много очень разных условий. В чем вы видите роль полпредства в единении округа как единого целого, потому что пока единое целое у нас на Дальнем Востоке не получается? - Я бы не стал выделять роль полпредства в единении, процитирую слова Президента РФ Владимира Путина о том, что полпредства были созданы для того, чтобы укрепить стержень исполнительной, президентской власти, привести в соответствие региональное законодательство с федеральным. Безусловно, у Дальнего Востока есть все основания быть одним из лидирующих округов в Российской Федерации. К сожалению, пока это не так. Уровень ВРП округа в экономике России составляет всего лишь 5%. Это объективно, это исторически и географически так сложилось. У нас здесь огромные межнаселенные пространства, очень мало населения, но федеральный центр эту проблему видит и все делает для того, чтобы связать ряд субъектов Дальнего Востока в единый экономический хаб. Нам нужна реализация таких серьезных экономических проектов, чтобы минерально-сырьевые ресурсы одного субъекта и другого субъекта были взаимосвязаны. Обидно, когда приезжаешь в Комсомольск-на-Амуре, заходишь на судостроительный завод и спрашиваешь, из какой стали делают корабли, а тебе говорят, что из китайской. Хотя у нас большие железорудные запасы, и надо просто построить большой металлургический комбинат, связать несколько субъектов. Например, электроэнергетику Якутии не гнать в Китай, а оставить на нашей территории. Над этим надо думать, этим надо заниматься, и те предприятия, которые ориентированы на внутренний рынок, выживут.