Безусловно, ни о какой актуальности периодики речи нет. Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации, характерной для всего севера Приамурья. В северных городах области — Тынде, Зее, Сковородине — день в день к подписчикам приходят только местные газеты, а областные или федеральные доставляют на следующий день, но и то при наличии почтово-багажного вагона. Если его нет, то четверговая «Амурская правда» в столице БАМа может появиться в воскресенье или вовсе в понедельник.

Но если жители города свежие новости ждут считанные дни, то читатели северных районов — недели. При этом до 70 процентов от стоимости подписки на нашу газету забирает почта за свои услуги. В том числе за своевременную доставку.

— К нам на Маревую каждый день отправляется три поезда из Тынды, а почту привозят чуть ли не раз в десять дней. Например, «Амурскую правду»-толстушку, которая вышла в четверг, 13 марта, нам доставили только на следующей неделе в субботу, 22 марта, — возмущается Любовь Созинова, библиотекарь из поселка Маревый. —  Мы платим огромные деньги за подписку, но какой смысл нам выписывать газеты, когда вся информация теряет свою актуальность и издания нужны разве что для макулатуры?! У нас не так много подписчиков, можно было почтовикам договориться с проводниками, и те хотя бы три раза в неделю привозили бы нам газеты. От Тынды до Маревой два часа езды на поезде, мы бы так же, как и горожане, могли получать прессу в этот же день.

В Тындинском районном узле почтовой связи нам сообщили, что доставка почтовой корреспонденции — довольно сложный процесс, и зависит он не только от самой почты.

— ФГУП «Почта России» является государственным предприятием, и, согласно закону, мы обязаны доставлять газеты, журналы, письма, бандероли минимум три раза в неделю вне зависимости от того, где находится населенный пункт и насколько он удален от центра, — объясняет Владимир Загородный, начальник Тындинского районного узла почтовой связи. — Сегодня на восток от Тынды мы обслуживаем поселки вдоль БАМа в Тындинском и Зейском районах: Маревый, Дипкун, Тутаул, Верхнезейск, Огорон, Тунгала, Дугда. Два раза в неделю туда ходит почтово-багажный вагон, который и доставляет основной объем почты. Чтобы соблюсти норму, раз в неделю мы отправляем на поезде своего сотрудника по этому маршруту с газетами и журналами. Почтальону мы покупаем обычный билет, и он едет по трассе. Но и здесь есть проблема: согласно железнодорожным правилам, пассажир не может взять с собой больше 50 килограммов груза. Но даже те почтовобагажные вагоны, которые курсируют по этой ветке, никоим образом не привязаны к выходу газет. У них свой график: пятница и воскресенье либо суббота и вторник. С ОАО «РЖД» мы пытались заключить договор, чтобы доставлять газеты через проводников, но железнодорожники от нашего предложения отказались.

Руководство Тындинской почты сразу же после нашего обращения провело проверку жалобы жителей поселка Маревый. Как оказалось, столь большая задержка доставки газет в поселки Тындинского и Зейского района была связана с поломкой вагона. Сейчас почтовики ждут официальный ответ от «Магистрального сортировочного центра» (МСЦ), в ведении которого находятся почтово-багажные вагоны. По словам Владимира Загородного, у почты к «МСЦ» уже давно много претензий, и касаются они в основном регулярности движения вагонов.

— Несмотря на небольшое количество подписчиков в бамовских поселках, мы заинтересованы в том, чтобы все газеты и журналы туда доставлялись вовремя, потому что в любом случае подписка — это наши доходы, — говорит Владимир Загородный.

Как говорят почтовики, проблему доставки корреспонденции можно решить в одночасье, если бы была дорога на восток от Тынды. Тогда газеты доставляли бы на автомобилях. Сейчас здесь вся загвоздка в мосте через Гилюй. Именно его отсутствие — главная преграда на пути к тому же поселку Маревый, который находится на другом берегу Гилюя. В тот же Соловьевск, где есть автомобильная дорога, почта приходит регулярно. Что касается получения газет в день выхода в столице БАМа, то это тоже решаемая проблема, если задействовать авиацию. Однако в этом случае стоимость периодики будет гораздо выше, чем сейчас, поэтому пока почтовики к услугам авиаперевозчиков не обращаются.

«АП» намерена и дальше отслеживать ситуацию с доставкой газет в отдаленные районы Приамурья, так как напрямую заинтересована в том, чтобы жители всех городов и поселков вовремя получали главную газету области. Если и в ваш город или село наша газета приходит с опозданием — пишите, и мы будем решать эту непростую для многих СМИ проблему доставки.