Первым из сибирских губернаторов, совершивших путешествие на Дальний Восток по тракту Якутск — Аян в 1849 году, был Н. Н. Муравьев. Он посетил все три порта Охотского моря и принял решение о переносе главного порта из Охотска в Петропавловск-Камчатский.

Энергичный, дальновидный администратор сумел пробудить в царском правительстве интерес к присоединению Амура к России. Первым шагом в этом направлении стала организация Амурской экспедиции во главе с Г. И. Невельским. В течение пяти лет (1850 — 1855 гг.) трудами участников экспедиции было совершено немало важных географических открытий, основаны русские посты и селения. Деятельность экспедиции в низовьях Амура будоражила мысли Н. Муравьева об изменении транспортного сообщения с новым краем. С этой целью был организован первый сплав по Амуру в 1854 году, а еще ранее, в 1852 году, Муравьев сообщал Невельскому в Петровское зимовье: «На Шилке, при самом Шилкинском заводе, строится пароход «Аргунь», а машина для него делается в Петровском заводе».

17 января 1854 года из Санкт-Петербурга Муравьев пишет Невельскому: «Решено, любезный Геннадий Иванович, что я иду к вам из Шилкинского завода, и надеюсь между 20 — 25 мая быть у Кизи, где прошу Вас меня встретить. со мною будет 800 чел. солдат и казаков, из коих 200 солдат и 100 казаков с лошадьми и 4 горными орудиями с упряжью останутся у Вас, а остальные 500 чел. уйдут на первых судах в Камчатку». В канун сплава первой флотилии по Амуру, 7 мая 1854 г., Н. Муравьев приехал в Шилкинский завод. Вслед за ним прибыли чиновники и военачальники. Из собора Нерчинска была привезена икона Пресвятой Богородицы Знамение «Слово Плоть Бысть», спасенная после гибели Албазина. Был отслужен молебен.

Первый сплав по Амуру Муравьев поручил подготовить и осуществить адмиралу П. В. Казакевичу. Ключ к освоению и развитию громадного Приамурского края Н. Муравьев видел в развитии там горного промысла. Потому с первым сплавом по Амуру им были приглашены горные инженеры Г. М. Пермикин и Н. П. Амосов, которые в том же году опубликовали свои путевые очерки с описанием береговых обнажений горных пород. Пермикин составил к своему отчету и схематическую петрографическую карту, а Амосов высказал общие взгляды на развитие в Приамурье горного промысла. Первый рекогносцировочный сплав по Амуру проходил в совершенно незаселенной территории левобережья Амура. Летом 1854 г., в самый разгар Крымской войны, в Николаевске ждали прибытия первого амурского сплава во главе с Н. Муравьевым. Для размещения большого количества людей развернулось строительство вместительных зданий.

11 июня 1854 г. Муравьев через курьера уведомляет Невельского: «Спешу отправить к Вам пароход «Аргунь» с известием, что мы близко и что через 3 дня будем в Де-Кастри. Отряд прошел почти 4 тыс. верст и 3-го дня потерпел от шторма крушение, но тем не менее надеюсь дойти благополучно до Кизи, где и сделаем распределение команд...» Невельской, получив лично депешу от Муравьева, отправился было на его встречу, но он обязан был находиться в Де-Кастри, куда прибыл адмирал В. Путятин, чтобы поехать с ним в Японию для заключения мирного договора. Муравьева встретил Г. Д. Разградский, один из членов Амурской экспедиции. 25 июня с парохода «Аргунь» на шлюпках прибыли в Николаевский пост П. В. Казакевич и М. С. Корсаков. Погулявши по Николаевску, оба в тот же день на шлюпках выехали в Петровское зимовье, куда и должен был прибыть Муравьев. Вечером того же дня пароход «Аргунь» снялся с мели и вошел в Николаевскую бухту.

Это было в городе первое русское военное судно. 7 июля верхом на оленях из Петровского зимовья в Николаевск приехали всадники: впереди — Муравьев, а за ним его свита с Невельским. За время пребывания Муравьева в Николаевске, а это было по 10 августа 1854 года, состоялась масса встреч с видными российскими деятелями. Затем Н. Муравьев из Николаевска на шхуне «Восток» со своей свитой отправился в порт Аян, чтобы по Аянскому тракту приехать в Якутск и далее в Иркутск — резиденцию Восточно-Сибирского губернаторства. Кстати, встречей, размещением и сопровождением участников первого сплава, а в последующем и всех других, прибывающих в Николаевск, занимался главный смотритель, первостроитель города мичман А. И. Петров, заслуги которого высоко ценил Муравьев.

Свои воспоминания о тех годах Петров оставил в «Записках первостроителя Николаевска-на-Амуре», которые послужили материалом для книги Хабаровского книжного издательства «Амурский щит» (1974 г.). В честь 150-летия со дня образования Амурской области эту книгу я подарил областному краеведческому музею им. Новикова-Даурского.