Они пополняют списки так называемых «висяков», однако работа по ним не прекращается. Следственные действия по делам прошлых лет начинают проводить вновь, если изменились обстоятельства и появился шанс найти виновного. Нередко именно такая — вторая или третья «жизнь» дела позволяет, наконец, восстановить справедливость, и преступник несет заслуженное наказание. Амурским следователям следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ совместно с подразделениями уголовного розыска УВД только в этом году уже удалось раскрыть пять преступлений прошлых лет. Расследование подобных дел, по словам руководителя Амурского СУ СК Андрея Голомбиевского, — одно из приоритетных направлений деятельности нового следственного органа. Кто и как раскрывает, казалось бы, безнадежные уголовные дела, выяснял корреспондент «АП».

Старым делам — новые технологии

Оперативные работники, следователи, эксперты, аналитики — «висяками» занимаются все те, кто расследует обычные текущие дела. По словам работников следственного управления, такая практика существует давно. К повторному расследованию нераскрытых уголовных дел постоянно возвращаются, и часть из них успешно завершают направлением в суд. В последнее время процент раскрытых преступлений, совершенных в прошлые годы, растет. В большинстве случаев важную роль играет применение новых, ранее недоступных следователям технических средств и экспертных исследований.

— Все чаще на помощь следствию приходит Интернет, — рассказывает заместитель руководителя СУ СК по связям со СМИ Алексей Лубинский. — Так, например, недавно появилась надежда на то, что всемирная паутина поможет нам раскрыть одно загадочное убийство, которое произошло в городе Свободном шесть лет назад. Личность трупа, обнаруженного тогда, никак не могли установить. По этой причине не был найден и убийца. И вот недавно обнаружили в Интернете, что мужчина с похожими признаками примерно в это же время был объявлен в розыск в совершенно другой части страны. Сейчас проводится соответствующая проверка, в результате которой мы надеемся выяснить, кем являлся погибший.

Такие случаи пока единичны, однако те, кто расследует преступления, надеются, что в дальнейшем поиск людей при помощи Интернета будет приносить более ощутимые плоды. Большинство региональных управлений уже имеют свои сайты и сейчас нарабатывают базы данных и налаживают контакты друг с другом для более тесного сотрудничества. Вернуться к старым делам и расследовать их более тщательно позволяют сегодня некоторые виды сложных экспертиз, ставшие доступными амурским следователям. Проведение подобных исследований еще недавно казалось практически невозможным.

— Расследуя преступления несколько лет назад, мы нередко сталкивались с нехваткой элементарного оборудования, — вспоминает заместитель начальника отдела криминалистики СУ СК Антон Сыч. — Или же необходимо было провести какую-нибудь сложную экспертизу, а сделать это можно было только в Москве.

Сейчас в этом плане проще. Областное следственное управление СК неплохо оснащено оборудованием, которое позволяет более качественно проводить следственные действия, фиксировать их ход и закреплять результаты. Генотипоскопическая экспертиза, одна из самых сложных, теперь проводится в Хабаровске, там же — фонотипоскопическая. При необходимости мы отправляем туда материалы на исследование и получаем результаты экспертиз в кратчайшие сроки. Проще стало восстановить прижизненный облик человека. Раньше портрет по останкам черепа рисовался вручную. Сейчас это делают с помощью специальных компьютерных программ. Получается гораздо быстрее и более достоверно. Компьютерная программа занимается и сопоставлением отпечатков пальцев. Все более широкое применение в следственной практике получает исследование подозреваемых с помощью полиграфа (детектора лжи).

Лучше поздно, чем никогда

Нераскрытыми на сегодняшний день в области остаются более 300 преступлений, которыми занимаются следователи СУ СК и их коллеги из уголовного розыска. Большая часть «глухарей» — убийства. Искать убийц, по словам следователей, сложнее, так как нередко, прежде чем лишить человека жизни, злоумышленник все тщательно планирует и столь же тщательно скрывает следы и прячет улики. И тем не менее, даже спустя много лет, убийц находят и привлекают к уголовной ответственности. В декабре 2006-го областной центр всколыхнула весть о зверском убийстве. Одинокая бабушка была найдена в собственной квартире с многочисленными повреждениями головы. Из квартиры пропали деньги, драгоценные серьги и перстень. Дверь при этом была открыта, но не взломана. Следствию предстояло выяснить, кто и каким образом проник в жилище пенсионерки, которая, по словам соседей, отличалась особой осторожностью и никогда не открывала посторонним.

— Дело было очень сложным, — рассказывает начальник отдела криминалистики СУ СК Владимир Зюбин. — Убийцу искали среди родственников и знакомых, но так никого и не нашли. Следствие было приостановлено. Однако в январе 2008-го на след преступника все-таки удалось напасть. Убийца — молодой человек без определенного рода занятий, почувствовав себя безнаказанным, вместе со своим братом лишил жизни еще двух пенсионеров — пожилую супружескую пару из Благовещенска — и вскоре был задержан. По почерку преступника следствие обоснованно предположило, что он может быть причастен и к убийству одинокой старушки. Расследование по делу возобновили.

В ходе следствия выяснилось, что молодой человек, убивший бабушку, жил с ней по соседству в одном подъезде. В тот день он попросился к ней якобы позвонить, и та впустила его в квартиру. Парень начал набирать телефонный номер, но потом резко повернулся и нанес хозяйке квартиры несколько ударов по голове принесенным с собой молотком. После этого он забрал сбережения пенсионерки — около 30 тысяч рублей, снял с убитой серьги и перстень, разбросал вещи, разыскивая другие ценности, и скрылся незамеченным. Сейчас местный «Раскольников» уже арестован и ожидает суда.

Убийства на бытовой почве — сегодня не редкость, и, как правило, все они раскрываются без особых проблем. Но и здесь бывают исключения. В 2005 году в одном из сел Магдагачинского района один мужчина убил другого топором. Перед этим они вместе крепко выпивали. Историю можно было бы назвать банальной, если бы не одно обстоятельство: сразу после трагедии преступник скрылся не только с места убийства, но и вообще из села. О его местонахождении долгое время ничего не удавалось выяснить, и на время поиска предварительное следствие пришлось приостановить. Но искать убийцу не прекращали. У сбежавшего преступника в селе осталась семья: жена и двое детей, которые рано или поздно должны были поехать за ним. Так и случилось. Спустя полтора года родственники переехали в Читинскую область, где глава их семейства жил по подложным документам. Там его и задержали. Сейчас преступник осужден на длительный срок и находится в местах лишения свободы.

Среди преступлений прошлых лет, раскрытых за последние несколько месяцев, разбойное нападение и убийство сторожа одного из благовещенских предприятий, совершенные в 1999 году двумя ранее судимыми мужчинами. В этом году они также были осуждены и получили длительный срок. Но самым громким раскрытым делом прошлых лет стало, пожалуй, задержание преступника, совершившего серию изнасилований женщин в областном центре с 2000 по 2007 год. Насильник был задержан сотрудниками уголовного розыска в октябре прошлого года, и следователи следственного управления уже доказали его причастность к 10 преступлениям. В ближайшее время серийный преступник должен предстать перед судом.

Ни одно злодеяние не должно остаться безнаказанным, поэтому уголовные дела прошлых лет не забываются. И все же некоторым из них не суждено быть раскрытыми. О них история амурского следствия хранит память, а современные следователи делают все для того, чтобы сегодняшние дела не стали достоянием такой истории.