Участие квалифицированных риелторов — необходимое условие успеха. Отказ от помощи профессионалов из соображений экономии — это зачастую в десятки раз больший риск потери квартиры и денег. О тенденциях на амурском рынке недвижимости рассказал в интервью «АП» президент Гильдии риелторов Приамурья Виталий Злочевский.

Без лицензии

— Виталий Васильевич, насколько мне известно, в 2002 году было отменено лицензирование риелторской деятельности. Как сейчас складывается ситуация на этом рынке услуг?

— Действительно, до февраля 2002 года существовал государственный контроль этого вида деятельности, но в феврале лицензирование отменили, и произошли очень серьезные изменения. Поскольку ограничения для доступа на рынок были сняты, то очень резко возросло число риелторских фирм. Если до 2002 года в Благовещенске было около 10 агентств недвижимости, то сегодня только официально зарегистрированных числится более 70. Но есть еще так называемые «черные» риелторы, которые не зарегистрированы даже в качестве предпринимателей. Берут они за свои услуги, как правило, недорого, но при этом никакой ответственности не несут. Кроме того, увеличение числа агентств не способствует улучшению качества оказываемых ими услуг. Многие из них не могут выполнить взятые на себя обязательства, не имеют необходимых знаний, опыта, технических возможностей и прочего.

— Получается, государство не придумало каких-то действенных механизмов регулирования этого рынка?

— Пока нет. Сегодня очень много проблем связано с тем, что отменено лицензирование. Но пока никаких изменений в плане законодательства не предусматривается.

Риелторский процент

— Если число фирм так резко возросло, то, наверное, это доходный бизнес?

— В целом да. Он достаточно денежный, но чем выше конкуренция, тем меньше денег достается каждому конкретному агентству. А у нас, как вы понимаете, достаточно сильная конкуренция. Но тем не менее этот бизнес все-таки приносит неплохую прибыль.

— Какой в среднем процент получает агентство за одну сделку?

— В среднем считается нормальным 2 процента, хотя многое зависит от условий сделки. Как правило, варьирование этой цифры идет в пределах 1 — 4 процентов.

— Факт того, что риелторское агентство состоит в гильдии, дает клиентам какие-то гарантии?

— Я считаю, что да. Как я уже говорил, после отмены лицензирования риелторской деятельности на рынок недвижимости хлынул большой поток желающих заработать всеми правдами и неправдами. Чтобы упорядочить эту деятельность, несколько агентств решили объединиться в гильдию, которая предоставляет населению грамотные и гарантированные услуги. Сегодня в нашем составе уже 13 фирм.

— Какие требования предъявляются к желающим вступить в гильдию?

— Когда мы принимаем то или иное агентство в свою организацию, то обязательно обращаем внимание на наличие опыта именно в этой сфере, отсутствие проблем с законом. У гильдии есть устав и рекомендации. Например, одно из условий — застраховать свою деятельность. Поэтому деятельность всех агентств, входящих в гильдию, застрахована. Это дополнительная гарантия того, что если какая-то проблема возникнет, будет страховое возмещение.

— Много ли жалоб поступает от клиентов агентств, которые состоят в гильдии?

— В целом немного. За время нашего существования зарегистрировано порядка 20 жалоб, при том, что примерно 75 процентов из них оказываются необоснованными. Вообще, у нас существует практика досудебного разбирательства, чтобы минимизировать расходы потребителей. В случае обоснованности претензии агентство, нарушившее обязательство, в досудебном порядке исправляет ситуацию. В этом смысле потребитель получает что-то вроде бесплатного третейского суда по заявленной им претензии. В итоге он экономит и время, и нервы, и деньги, так как у него нет необходимости обращаться в суд.

«Квадрат» вырос на 5 тысяч

— Расскажите, как складывается ситуация на рынке жилья, динамично ли он развивается, какие ценовые тенденции?

— Примерно чуть больше года, начиная с мая 2006 года, у нас был период затишья, то есть практически не было роста цен. А вот за последние полгода цены существенно подросли. Например, в начале года наблюдался необычный всплеск покупательского спроса на первичном рынке жилья. Несмотря на то что зимние месяцы достаточно гиблые для торговли недвижимостью, уже в первые послепраздничные дни амурчане стали заключать договоры долевого участия в строительстве. Некоторое оживление наблюдалось и в оформлении сделок на покупку квартир на вторичном рынке жилья. В какой-то степени такой необычный спрос был связан с грядущими президентскими выборами. Люди опасались, что произойдут какие-то серьезные изменения, поэтому стремились вложить свои деньги во что-то надежное, к примеру, в недвижимость. На фоне такого спроса цена за квадратный метр поднялась в среднем на 5 тысяч рублей.

— Сколько сейчас стоит в среднем квадратный метр?

— В центральной части Благовещенска порядка 40 тысяч рублей, в микрорайоне — около 33 тысяч. Это на первичном рынке жилья. Но вторичный рынок пытается подтянуться за ним, хотя не такими темпами. Строители, как правило, организованно идут на изменение цен, ведь у нас не сотни строительных компаний, а около десятка самых крупных. Нельзя сказать, что они сговариваются, но отслеживают ситуацию быстрее, чем люди, которые продают жилье.

— Правда ли, что среди благовещенцев появилась новая мода — они продают квартиры и переезжают в пригород?

— Действительно, такая тенденция появилась в последний год-полтора. Люди активно спрашивают земельные участки и дома в пригородах Благовещенска. В городе хороший участок и дом большая редкость, потому что здесь небольшие земельные участки — 6 соток, на которых особо не развернешься, а за городом — 10 — 20 соток, то есть более-менее нормальный участок, чтобы поставить дом и сделать приусадебный участок. В общем-то, на средства от продажи квартиры можно построить небольшой нормальный дом за городом.

— Сейчас многие боятся связываться с долевым строительством, как с этим обстоит у нас?

— Федеральный закон, который вступил в силу 1 апреля 2005 года, достаточно хорошо защищает дольщиков. Но, конечно, наличие закона или договора, зарегистрированного в регистрационной службе (раньше этот орган назывался юстицией), не дает стопроцентных гарантий, что дом будет построен. Вот для того и необходимо обратиться к опытному риелтору, чтобы определиться, с кем связываться, а с кем не стоит.

* * *

Как обезопасить себя от «черного» риелтора

Предусмотреть все возможные проблемные моменты при осуществлении сделок с недвижимостью практически невозможно. Однако все-таки существуют некоторые рецепты, которые позволят избежать многих неприятностей в этих ситуациях. О них рассказал «АП» Виталий Злочевский.

— При обращении к риелтору требуйте для ознакомления документы, разрешающие его деятельность в качестве риелтора (свидетельство предпринимателя или устав предприятия с указанием на такой вид деятельности).

— Обратите внимание на год регистрации предпринимателя или общества.

— Чем больше срок работы риелтора, тем более компетентным он должен быть специалистом и тем больше он будет беречь свою репутацию. Достаточно спокойно можно сотрудничать с агентствами, работающими на этом рынке более 6 лет, так как это означает, что деятельность такого агентства была до 2002 года лицензирована (проверена государством).

— Поинтересуйтесь, как долго именно в этом офисе находится агентство. Чем чаще агентство меняет свой адрес, тем вероятнее появление проблем при работе такой фирмы.

— Поинтересуйтесь также, на каком праве находится офис агентства (в собственности или в аренде), так как наличие права собственности, как правило, говорит о серьезности агентства.

— Поинтересуйтесь, застрахована ли деятельность агентства, поскольку, если его деятельность застрахована, то у вас есть дополнительная гарантия ответственности фирмы и возможности возмещения убытков. Спросите, является ли это агентство участником какого-либо объединения, так как в случае участия агентства в некоммерческом партнерстве или ассоциации, ответственность агентства существенно выше, нежели агентства, работающего по собственным усмотрениям.

— Обращайте внимание на то, как с вами разговаривает риелтор: слушает ли он вас и других лиц, навязывает ли он вам свои требования и т. д. Люди с жизненным опытом смогут отличить, что для этого риелтора изначально более важно — заработать деньги любым способом или помочь вам в решении проблемы. Постарайтесь узнать у лиц, которым вы доверяете, практику работы этого агентства. Ведь лучшая реклама — это реклама из уст довольных клиентов.