— 21 апреля прошла репетиция ЕГЭ по русскому языку. Нужно ли еще репетировать, ведь эксперимент заканчивается, и с 2009 года ЕГЭ переходит в штатный режим?

— В этом году мы дали территориям возможность определить собственный сценарий проведения пробного единого государственного экзамена. Его цель — дать учащимся возможность отработать механизм процедуры заполнения экзаменационных бланков, попробовать свои силы в преддверии ЕГЭ, дать возможность педагогам самим оценить знания учащихся. Кроме того, отработали свои функции и руководители пунктов приема экзамена. ЕГЭ область сдает третий год, но практика показывает, что репетиция необходима в первую очередь самим школьникам, чтобы снять некоторое напряжение в канун экзаменов. Каждый год выпускники волнуются так, что кое-кто даже в собственной фамилии умудряется делать ошибки. В этом году русский язык в форме ЕГЭ будут сдавать 100 процентов выпускников 11-х классов, это 9580 учащихся. Из предметов по выбору молодые амурчане будут сдавать географию, историю России и обществознание. Более 7000 выпускников 9-х классов примут в этом году участие в апробации независимой системы оценки качества образования в рамках государственной (итоговой) аттестации по русскому языку, алгебре, биологии, химии, физике и географии. Для них это тоже будет своеобразная репетиция, так называемый малый ЕГЭ.

— Алексей Георгиевич, как лично вы не как министр, а как учитель истории и родитель относитесь к этой форме итоговой аттестации?

— Положительно. На современном уровне развития образования единый государственный экзамен необходим. Я не уверен, что эта форма качественно лучше той, что была, но уверен, что она не хуже, особенно для сдачи экзаменов по предметам гуманитарного цикла. ЕГЭ в целом может и должен измерять уровень знаний выпускника. Ведь он предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в ссузы и вузы. ЕГЭ прежде всего необходим для того, чтобы, будучи на месте, у себя дома, молодые люди смогли показать, на что они способны, и могли бы поступить в престижные вузы страны. Статистика говорит о том, что после частичного введения ЕГЭ количество «сельских» студентов в ведущих вузах страны увеличилось на 10 — 15%. Амурские выпускники в прошлом году поступили в вузы 49 регионов России по результатам ЕГЭ.

— Учебный год близится к завершению. Уже можно подвести первые итоги — что изменилось в школе за этот год?

— Итоги, как правило, подводятся после завершения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Но если говорить о переменах, главное, что я бы отметил, — прежде всего то, что за этот год общеобразовательные учреждения области ощутимо пополнили свою материально-техническую базу. В рамках приоритетного нацпроекта «Образование» (ПНПО) в область поступило 29 автобусов для школ, расположенных в сельской местности. В новом учебном году ждем еще 15 автобусов в рамках ПНПО и 27 — в рамках комплексного проекта модернизации, за счет грантовых средств. Думаю, что в ближайшие годы проблема подвоза в нашем регионе будет успешно решена. В школы области поступило 118 комплектов оборудования для кабинетов русского языка и литературы, физики, химии, биологии, географии, 37 интерактивных аппаратно-програм-мных комплексов. В 2008 году поступит еще 75 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, а за счет гранта мы приобретем 90 комплектов интерактивных досок и 41 комплект оборудования для кабинетов, в том числе учебно-наглядное оборудование для кабинетов истории, НВП и ОБЖ, математики, технологии и предшкольного образования.

— В этом году Амурская область впервые получила грант на модернизацию образования. На что будут потрачены эти средства?

— Мы вошли в число победителей — субъектов РФ, участвующих в конкурсном отборе регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Министерство образования и науки РФ определило субсидию на наш проект в 2008 году в сумме 124 млн. 831 тыс. 500 рублей. Если мы выполним свои обязательства в текущем году, такая же сумма будет предоставлена области и в следующем году. Средства КПМО распределены муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, и они пойдут по нескольким направлениям. Это прежде всего укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений (приобретение учебно-наглядного, компьютерного и сетевого оборудования, программного обеспечения и т.д.). Часть пойдет на ремонт школ. Сегодня актуально и развитие профильного обучения, деньги будут направлены на это. И, как я уже сказал, средства пойдут на приобретение автобусов для подвоза школьников. Модернизация — процесс непростой, поэтому за счет полученного гранта мы проведем ряд конференций и семинаров по проблемам введения новой системы оплаты труда, реорганизации системы образования и другим темам.

— Один такой семинар состоялся недавно — имею в виду экспертно-аналитический семинар-совещание по реализации комплексного проекта модернизации образования. Как вы оцениваете его работу?

— Семинар подвел итоги реализации КПМО за 2007 год и определил задачи на 2008 — 2009 годы. Эксперты сети «Эврика» и федеральные операторы КПМО оказали практическую помощь в выборе оптимальных вариантов включения всех ведомств и структур Амурской области, общественности в решение проблем образования. Эксперты отметили хороший уровень подготовленности наших руководителей всех уровней к реализации проекта. Результатом семинара стали конкретные предложения в «дорожную карту» реализации КПМО, которая подготовлена и направлена в территории. «Дорожная карта» — это поэтапный план пошаговых действий, по которым будет осуществляться КПМО на территориях. Это руководство к действию для побывавших на семинаре. Прежде всего они должны принять учебный план, решить, пятидневной или шестидневной будет учебная неделя, согласовать свое решение с коллективом. Затем следует определиться, сколько педагогов и сколько часов необходимо данному учреждению, чтобы обеспечить образовательный процесс. Естественно, часы будут сокращаться, поэтому педагогов нужно ориентировать не на количество, а на качество, чтобы учитель мог получить достойную зарплату и за 18 часов в неделю. При прежней системе оплаты труда учитель со временем превратился в урокодателя — чем больше часов отведет, тем выше зарплата. Это в корне неправильно.

— С нового учебного года школы области переходят на нормативное подушевое финансирование. Что ждет учителей в связи с этим?

— Мы уже ввели новую систему оплаты труда (НСОТ) в семи пилотных территориях, с 1 сентября 2007 года на нее перешли 48 школ. Анализ структуры оплаты труда педагогов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте, показал, что заработная плата стала выше на 500 — 2000 рублей в сравнении с той оплатой, которую рассчитывали по единой тарифной сетке. В 2008 — 2009 учебном году введение новой системы оплаты труда планируется более чем в 90% общеобразовательных учреждений области. В чем принципиальная новизна новой системы оплаты труда? При ней заработная плата учителей зависит, во-первых, от количества обучающихся по предмету в каждом классе; во-вторых, от количества часов по предмету базисного учебного плана в месяц в каждом классе; в-третьих, от стоимости педагогической услуги. Также имеются повышающие коэффициенты за сложность предмета и за квалификационную категорию педагога плюс выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При распределении учебной нагрузки администрация школы отдаст приоритет тем учителям, которые используют передовые педагогические технологии, индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении, в результате чего обучающиеся получают прочные знания. Если педагоги под руководством директора школы дают качественное образование, соответственно, повышается и зарплата директора.

— Вы сказали, что новая система оплаты труда будет введена в 90 процентах школ. Для кого будет сделано исключение?

— На новую систему оплаты труда перейдут все 29 территорий области. Но пока не готовы к этому начальные школы, где мало детей, и подушевое финансирование ляжет на них тяжким бременем. Закрывать школы — такой цели ни у кого нет. Нужно поискать варианты, как сохранить школу с малой численностью учеников и при этом обеспечить детям качественное образование, а педагогам достойную зарплату. Может быть, нужно сделать малокомплектную школу филиалом базовой школы в соседнем селе, а может быть, открыть на ее базе детский сад-школу. Надо искать оптимальные пути, чтобы ребенок оказался в лучших условиях для обучения и получил прочные знания.

— Учитывая ваш опыт как педагога, директора школы, министра образования, — чего, на ваш взгляд, не хватает сегодняшней школе?

— Высокого уровня развития экономики нашего региона, стабильного финансирования отрасли, а также поддержки и заинтересованного отношения к школе со стороны общества, социальных институтов. Детей должна воспитывать не только одна школа — в одиночку ей трудно справиться с этой задачей. Но, к сожалению, в последние годы сложилось так, что общество свои воспитательные функции ослабило, и дети, подростки, молодежь, попавшие в эпицентр нестабильности, оказались в растерянности — им трудно социализироваться, они не знают, как стать достойными и полноправными членами общества. Сегодня мы уже видим, что активная социальная позиция школы привела к росту ее авторитета в обществе, в частности в сельском социуме. Потенциальные социальные партнеры начинают проявлять интерес к исходящим от школы инициативам. Однако преобладающей является наблюдательная позиция. Прежний механизм взаимодействия между школой и потенциальными ее партнерами, основанный на проведении совместных мероприятий, не является действенным. Сегодня очевидна необходимость вовлечения общества в управление образованием.

— Какой, в вашем понимании, должна быть идеальная школа?

— Уютной, просторной, с хорошими преподавателями. Идеальная школа — та, в которой все делается для ученика. Наверное, идеальных школ нет и никогда не будет, но мечтать, стремиться к идеалу не вредно, а очень даже нужно.