Сегодняшний гость целевого проекта «амурправдистов» «Чистая вода Приамурья» — председатель комитета по вопросам природопользования и экологии Законодательного собрания Амурской области Геннадий Иванов.

— Мы водные организмы, и вся наша жизнь, образно говоря, проходит в водном растворе. Всем нам, чтобы жить долго и без излишних страданий, нужна чистая и доступная вода. Это аксиома. Но ни у одной скважины в Приамурье нет охранной зоны — к воде привыкли относиться по-варварски. Пришли, пробурили, и вода, по нашему мнению, должна быть чистой сама по себе и всегда. Не получается! Мы ее, родимую, хлорируем, покупаем в бутылках — словом, бизнес на воде организовали. Хотя у нас есть все условия иметь такую воду, которая бы меньше влияла на затраты амурчан. Мы за чистую воду с каждым годом все больше и больше платим. Парадоксальная ситуация! Обеспеченность водными ресурсами в области колоссальная: на 1 кв. км — 261 тысяча кубометров, а на одного жителя в год приходится 99 тысяч кубометров. С такими природными ресурсами можно смело идти на рынок Китая с его вечно мутными реками, а на деле у нас проблема с качественной питьевой водой.

— Причем проблема эта с бородой.

— А почему? Относимся к самому бесценному для живого организма по остаточному принципу! Как и век назад используем старые методы для водоснабжения. Применяем для очистки воды хлор вместо безвредного озона. А озонаторные установки устанавливаем очень медленно, спонтанно, кто как где сумеет. Железнодорожники в Завитой для себя сделали, гидроэнергетики Бурейской ГЭС тоже постарались для ЖКХ Талакана, но системного подхода к проблеме нет. А время меняется. Как быть? Сейчас стоит вопрос ребром: надо не только взять, употребить чистую воду, но и вернуть ее такой же. Значит, надо очищать. Мы ругаем соседей по Амуру: мол, реку сильно загрязняют. А сами? Где мощные очистные сооружения в Свободном? Восстановили за счет бюджета области старые, что в районе «Автозапчасти», но не на весь же город с его противотуберкулезными ЛПУ! Что Свободный, если в самом центре амурской столицы труба со сточной водой, текущей в Амур, как бельмо на глазу! Современные очистные сооружения во всех крупных городах Приамурья — одна из первоочередных задач.

— Геннадий Николаевич, вы областной депутат уже четыре созыва, какие программы действовали раньше?

— Последняя — по социальному развитию села. Освоено около 60 миллионов рублей, отремонтировано старых и пробурено новых около 490 скважин. Мало, даже с учетом софинансирования. Потом финансирование программы и вовсе прекратилось... Но мы должны затампонировать около полторы тысячи скважин — так много заброшенных и потому опасных для подземных вод скважин. Ведь раньше столько бурили на фермах, в летних лагерях, чтобы обеспечить водой 350 тысяч голов КРС, 400 тысяч свиней и огромное количество скота, птицы в частном секторе. Сейчас на консервацию этих бесхозных источников воды требуется много денег, из расчета 30 — 40 тысяч на одну скважину.

— В каком состоянии областная программа по качественному водообеспечению?

— Ее пока нет, зато больше слов типа «надо», «необходимо». А разработать надо долгосрочную программу, где были бы учтены три составляющие. Воду взять у природы, употребить и очищенной вернуть земле! Для этого нужны колоссальные средства, и на помощь федералов рассчитывать не стоит. Нас и так называют на Западе амурскими водохлебами.

— Что нужно для разработки программы «Чистая вода»?

— Прежде всего изучить состояние всех водозаборных сооружений. И здесь без помощи ученых, студентов нам не обойтись. Мониторинг уточнит общеобластную картину состояния водоснабжения до последних мелочей. Надо выяснить, каково влияние заброшенных скважин на качество воды из низких горизонтов. Надо определиться и по очистным сооружениям, и по коммуникациям, вплоть до разводящих водопроводных сетей.

— Геннадий Николаевич, как, по-вашему, водоснабжением городов и сел должно заниматься несколько министерств? И ЖКХ, и сельского хозяйства, и природных ресурсов?

— Вода должна быть в одних руках. У семи нянек дитя всегда без глазу. И эти «руки» — министерство природных ресурсов. А жилкоммунхоз, население, сельское хозяйство, другие отрасли экономики — это лишь пользователи, элементы программы. Иначе толку не будет.

— Воду, как мне кажется, надо везде очищать. А то получается, пьем мы бутилированную, но посуду моем, консервируем с помощью обычной, железистой. Ее же пьют коровы, аккумулируя в своем организме те самые соли тяжелых металлов, которые затем попадают на наш стол вместе с говядиной.

— Чистой вода должна быть везде. Другая проблема — сельские колодцы. Наши земляки, как и два века назад, черпают воду из колодцев, но в каком они состоянии? Стоят открытыми, туда стекают сточные и грунтовые воды, а мастеров, чтобы их отремонтировать, нет. Значит, следует бурить мелкозаборные скважины.

— Ваше резюме.

— В Амурской области не должно быть нечистой воды. Тем более — при таких запасах! Мы можем напоить 40 — 50 миллионов человек. Решать проблему водообеспечения нужно поэтапно, комплексно, с применением современных технологий, то есть труб из нержавейки, пластика. Потому что скупой платит дважды. Хорошо бы привлечь средства из федеральной программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.

— Я слышала, что в районах стали создавать свои программы чистой воды.

— Областная программа делается с учетом потребностей районов. Нужно все суммировать: и возможности, и потребности, но заказчик должен быть один — минприроды.

— Когда появится программа?

— Счетчик уже включен. Во втором квартале депутаты Заксобрания должны этот документ рассмотреть в первом чтении. Областная программа «Чистая вода» станет фундаментом, началом для других подпрограмм, где надо четко прописать сроки, объемы финансирования, исполнителей и т. д. Но пока все это будет разрабатываться, крайне необходимо возобновить финансирование «водной» подпрограммы областной программы социального развития села. Двадцать первый век на дворе, а мы по деревням воду тракторами развозим и горим. Каждое лето горим, а тушить нечем.

МЕЖДУ ТЕМ

У ромненцев уже есть программа

В Ромненском районе от жалоб на плохое качество питьевой воды перешли к делу. Здесь разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение централизованного водоснабжения и приведение в порядок мелкотрубных колодцев и скважин. А началось все с инвентаризации и паспортизации водозаборов, глубоководных скважин — надо было изучить реальное состояние этих сооружений. Ведь вода нужна не только сельчанам, но и предприятиям жилкоммунхоза, сельского хозяйства.

— В ходе проверки было выявлено, что у нас из 202 скважин работает лишь 45, — сообщает глава Ромненского района Василий Вельдяйкин. — Остальные находятся в нерабочем состоянии, а часть скважин вообще не обнаружена. Колодцы и другие водозаборные сооружения за 40 — 50 лет эксплуатации пришли в негодность и находятся в аварийном состоянии. Во многих глубоководных скважинах вышли из строя фильтры и обсадные трубы. Есть места, где в воде превышена допустимая норма содержания железа. Часть скважин требует тампонажа, кое-какие сооружения еще можно отремонтировать. Централизованным водоснабжением в Ромненском районе пользуется только 1,5 тысячи жителей. У остальных водозаборные колонки или индивидуальные трубчатые колодцы.

Шахтные же общего пользования — бесхозные, и потому пришли в непригодность, как по качеству воды, так и по санитарно-техническому состоянию. В воде нередко много железа и марганца, но низкое содержание фтора. Отсутствуют, как правило, зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Массу нареканий у ромненцев вызывает состояние водопровода — эксплуатируется без капитального ремонта свыше 30 лет. Не проводится и профилактика разводящих водопроводных сетей, откровенно слаба материально-техническая база предприятий водоснабжения.

— Все это требует значительных денежных средств, — говорит Василий Вельдяйкин, — более 17 миллионов рублей. Ведь, помимо капитального и текущего ремонта 12 скважин в различных селах района, надо пробурить 30 мелкотрубных колодцев и 5 скважин, построить в Ромнах водонапорную башню, приобрести 5 автоводовозок для Поздеевки, Дальневосточного, Григорьевки, Рогозовки и райцентра.

Районный бюджет дефицитный, требуется помощь области. Жители Ромненского района надеются, что их мероприятия по обеспечению качественной питьевой водой будут включены в областную программу «Чистая вода». Пока же в ряде сел в рамках местных программ производственного контроля проверяются качество и безопасность воды.