Наш корреспондент попытался выяснить, что ждет законсервированные международные переходы и какие перспективы связывает север Приамурья с началом работы приграничного пункта пропуска в Джалинде. Красивая жизнь от соседа В начале 90-х годов, когда только была открыта граница с Китаем, в российских регионах, граничащих с самой населенной страной мира, повсеместно стали открывать международные пункты пропуска. Не стала исключением и Амурская область. К уже действующему переходу Благовещенск - Хэйкэ добавились Поярково - Суньке, Хума - Ушаково и Джалинда - Мохэ. Каждый приграничный район Приамурья старался открыть на своей территории пункт пропуска, понимая, насколько это важно с экономической точки зрения. Однако их географическое расположение изначально предопределило объемы переработки и номенклатуру грузов, перевозимых через пункты пропуска. Главную роль здесь сыграло развитие населенных пунктов как в Приамурье, так и в соседней провинции Хэйлунцзян. На нашей стороне центром торговли стал Благовещенск, на соседней - Хэйхэ. - Китай сделал нашу жизнь краше, а девушек прекраснее. Сотрудничество с КНР для экономики нашей области, а она сегодня находится в начальном периоде развития, играет ключевую роль, - объясняет заместитель министра экономического развития правительства Амурской области Андрей Конюшок. - Именно внешнеэкономические связи сегодня позволяют работать предприятиям малого и среднего бизнеса. Это возможность получить ресурсы, минуя дорогую транспортную составляющую. Взять, к примеру, наши мясоперерабатывающие предприятия, которые часть сырья закупают в Китае. За счет относительно недорогого мяса производители не испытывают дефицита в сырье и могут работать рентабельно. То же самое можно сказать и об одежде, других товарах народного потребления, которые поступают к нам с другого берега Амура. Без них сейчас уже трудно представить нашу жизнь, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы наши пункты пропуска на границе работали: они дают рабочие места, налоги в местный и областной бюджеты. Яблоки в обмен на металлолом Первые грузы через переход Джалинда - Мохэ в Сковородинском районе пошли в середине 90-х годов. С нашей стороны в Китай отправляли лес и металлолом, с сопредельной к нам - фрукты, овощи и одежду. Предприниматель из Тынды Надежда Низова одна из первых начала сотрудничать с коллегами из Мохэ. - Это было взаимовыгодное сотрудничество: мы покупали у них дешевые фрукты, мебель и за счет небольшого расстояния до Тынды цены на китайские товары были гораздо ниже, чем у аналогов из центральной России, - говорит Надежда Низова. - В 2004 году делегация из Тынды ездила в Мохэ, где были достигнуты определенные договоренности по обмену товарами, культурными и спортивными делегациями. Планировалось поставлять мебель для школ и детских садов, фрукты, овощи, организовать обмен туристами. Китайцы, заинтересованные в сотрудничестве с Россией, специально для этого полностью оборудовали свой пункт пропуска: построили капитальные здания для пограничников, таможенников и других служб, сделали бетонную дорогу от города Мохэ до границы. С нашей стороны практически ничего сделано не было. В Джалинде по-прежнему все службы размещались в приспособленных деревянных зданиях. Частник, владеющий пунктом пропуска, не был заинтересован в строительстве инфраструктуры из-за крайне малого объема перевозок. Поэтому одной из причин закрытия пункта пропуска Джалинда - Мохэ стало несоответствие нормам обустройства международных транспортных переходов. - У каждой службы свои требования: пограничникам нужно определенное количество стоек, автоинспекции - яма для машин. Свои запросы у Роспотребнадзора, Россельхознадзора, таможни. Все это нужно свести в единое целое. В Джалинде все было сделано по временной схеме, плюс ко всему здесь нет причальной стенки, - рассказывает Александр Димов, начальник отдела приграничного сотрудничества министерства экономического развития области. - В 2007 году президентом был подписан указ о создании агентства по приграничным пунктам пропуска. Теперь развитие переходов - это прерогатива государства, деньги на их развитие будут поступать из федерального бюджета. Когда очередь дойдет до Джалинды, сегодня сказать трудно, ведь количество переходов в России довольно большое, это в Приамурье их четыре, а в Приморском крае, например, - 18. В марте этого года через пункт пропуска Мохэ - Джалинда по льду Амура проехали последние амурчане - участники международного авторалли в Китае. Специально для них из Тынды привезли и таможенника, который проверил автомобили и багаж гонщиков. На сопредельной стороне для приема амурской делегации тоже организовали работу пограничных стоек и таможенного поста. - Разница в обустройстве пунктов пропуска в России и Китае очень большая. У нас - деревянные постройки, у соседей - современные здания с мраморными полами. Правда, без наших туристов и грузов все это простаивает, - делится участник авторалли Лариса Шатревич. - Когда мы были в Мохэ, для нас организовывали экскурсии на местные предприятия. Китайцы очень заинтересованы в том, чтобы поставлять нам мебель, фрукты, овощи. Якутия ждет встречи с Китаем Сегодня на различных уровнях активно обсуждаются перспективы перехода в Сковородинском районе. Все они связаны с Республикой Саха (Якутия), которая заинтересована в работе пункта пропуска для экспорта своих товаров и импорта из КНР. Для этого уже имеется транспортный коридор, соединяющий Якутск с Большим Невером в виде федеральной автодороги «Лена». Далее от автотрассы идет дорога в Джалинду, к границе с Китаем. С окончанием строительства железной дороги до Якутска появится еще один вариант доставки грузов: якуты смогут отправлять на экспорт уголь, лес, апатиты, руду. В свою очередь у Якутии большая потребность во фруктах и овощах. - Наше географическое положение нужно активно использовать. У нас пересекаются две федеральные дороги - Транссиб и БАМ. В Сковородине сегодня можно разместить склады временного хранения для дальнейшей транспортировки на север, - предлагает Василий Гляков, глава администрации Сковородинского района. - К сожалению, на местном уровне решить вопрос возобновления работы перехода невозможно, поэтому одной нашей заинтересованности здесь мало - такие решения принимаются на уровне субъектов. На звание перевалочного центра между северными провинциями Китая и Якутией претендует и Тында. Руководство города неоднократно предлагало строить склады именно здесь. Не-официально Тында и Мохэ объявили себя даже городами-побратимами. В этих рамках тындинские ансамбли несколько раз выступают на сцене Мохэ, а китайские коллективы планировали приехать в северную столицу Приамурья. Но дальше русских танцев и гонок на льду Амура сотрудничество так и не пошло. - Сегодня ведутся переговоры по пункту пропуска Джалинда - Мохэ, и мы надеемся, что в 2009 году начнется активизация работ по обустройству этого перехода. Якутия в нашем лице получит надежного посредника-оператора в транспортном логистическом коридоре, Амурская область - дивиденды от работы терминала в Джалинде, хранения грузов и их дальнейшей транспортировки, - подчеркивает Андрей Конюшок. В министерстве экономического развития отмечают, что переход Благовещенск - Хэйхэ работает на пределе: через него сегодня проходит основная часть грузов. Поярково - Суньке занял свою нишу в экспорте угля и импорте тяжелой автомобильной техники. За счет роста экономики Приамурья и Якутии с каждым годом объемы перевозки грузов на границе растут, поэтому бизнесмены будут вынуждены обратить внимание на простаивающие терминалы в Ушакове и Джалинде. Но для этого уже сегодня необходимо строить инфраструктуру в приграничных поселках Амурской области: помимо зданий для контролирующих органов - гостиницы, кафе. Если оборудование помещений для пункта пропуска возьмет на себя государство, то все остальное на переходы придет следом, считают предприниматели. Сковородинский район.