У них нет понятий «день» и «ночь», «будни» и «праздники» - в любой момент они должны быть готовы оказать первую помощь всем, кто в ней нуждается. О том, в каких условиях сегодня приходится работать сотрудникам самого экстремального медицинского фронта, «АП» рассказал главный врач Благовещенской станции скорой помощи Игорь Никишов. Эх, сердечные... В день нашего посещения станции скорой помощи здесь стояла почти музейная тишина. Только иногда по селектору звучал женский голос, отправляющий бригаду на вызов. Но это и неудивительно - время только послеобеденное. Час пик обычно приходится на вечер - вот тогда звонки начинают поступать один за другим. В среднем через службу 03 в сутки проходит до 250 обращений. В праздничные дни или во время вспышек гриппа их число резко возрастает. В случаях, когда количество вызовов превышает все возможные пределы, приходится их дифференцировать - безотлагательно медики отправляются туда, где существует реальная угроза жизни. - По своей значимости сердечно-сосудистые заболевания стоят на одном из первых мест. Инфаркт, инсульт, гипертонический криз - здесь промедление смерти подобно, - говорит Игорь Викторович. - Если человек пострадал в ДТП, то такой вызов тоже не откладывается. Приоритетными являются и вызовы к детям. Патология детского возраста - это очень серьезно, здесь ситуация может меняться стремительно, поэтому бригады тоже выезжают незамедлительно. Всего на станции предусмотрена работа 21 бригады. Это, кстати, соответствует установленному нормативу, по которому на 10 тысяч жителей должна быть одна машина скорой помощи, а в областном центре как раз проживает порядка 214 тысяч человек. В их составе есть специализированная кардиологическая и реанимационная бригады, три детских, а оставшееся число поровну разделили бригады интенсивной терапии и линейные бригады. Круглосуточно помощь больным и пострадавшим готовы оказывать в среднем 19 - 20 бригад. - В настоящий момент на станции работает около 350 человек, - говорит Игорь Викторович. - Что касается кадров, то со средним звеном проблем нет, даже есть возможность выбирать, но вот врачей, конечно, не хватает. Хотя за последние годы ситуация улучшилась, нам удалось снизить коэффициент совместительства, и количество работающих врачей сейчас составляет 75 процентов. За последние годы это неплохой показатель. Помощь для «скорой» Для того чтобы стать врачом скорой помощи, необходимо окончить мединститут, средних медработников (фельдшер, медсестра) готовят в медицинском колледже. Если на руках есть диплом врача, необходимо пройти дополнительную подготовку. - Начиная с 2007 года на базе Амурской медицинской академии была организована первичная специализация по скорой помощи. В этом году несколько «интернов» уже приходили к нам и изъявили желание работать у нас. Конечно, мы будем их стажировать, дадим им возможность дополнительной подготовки, а потом они уже смогут приступить к самостоятельной работе. За последнее время «текучесть» кадров уменьшилась. В какой-то степени помогла реализация нацпроекта «Здоровье», который позволил несколько улучшить материальное положение выездного персонала. Например, для врача выездной бригады предусмотрены ежемесячные дополнительные выплаты в размере 5000 рублей, для фельдшера и медсестры 3500 и 2500 рублей соответственно. Постановлением мэра города определена и надбавка к заработной плате водителей. - Что касается материально-технической базы, она требует постоянного обновления, ведь автомобили работают круглосуточно. Срок службы у них составляет в среднем 5 лет. Но у нас есть своя ремонтная база, и мы держим их в подобающей готовности. В рамках реализации нацпректа «Здоровье» мы получили четыре автомобиля, оборудованных по классу А. Это самое минимальное оснащение, и бывает, что автомобиль нам приходится доукомплектовывать, приобретать дорогостоящее оборудование: электрокардиограф, дефибриллятор, монитор и прочее. По медоборудованию одной машины может набежать порядка миллиона рублей. Счет на минуты Существует устойчивый стереотип, что бригады «скорой» всегда опаздывают. Но если бы кто-то из нас хотя бы раз в жизни испытал все «прелести» этой профессии на себе, то, наверное, бы изменил свое мнение. Норматив времени, за которое «скорая» должна приехать, составляет 20 минут. - В прошлом году наше среднее время составило 15,9 минуты, то есть в установленные параметры укладываемся, - говорит Игорь Викторович. - Но вообще радиус обслуживания у нас 42 километра. При средней скорости в 40 - 60 километров в час, например, в то же Белогорье мы при всем желании за 20 минут не успеем. Кроме того, в часы пик практически невозможно проехать по городу, а менталитет наших водителей почему-то мешает пропускать машины «скорой». Бывает, что по Калининскому переезду идет состав, тут уж хоть включай «мигалку», хоть не включай - все равно придется ждать. В крупных городах есть подстанции, которые позволяют сократить время ожидания «скорой» помощи до минимума. В ряде регионов это время может составлять от 5 минут. У нас пока разветвленной сети подстанций нет. Однако мы ведем в этом направлении работу - уже подыскиваем для себя помещение, чтобы в одном из отдаленных районов города открыть подстанцию примерно на 5 - 6 бригад. Возможно, это будет в районе улицы Кольцевой или судоверфи, в любом случае это позволит повысить мобильность скорой помощи. Как свидетельствует статистика, скорая помощь нужна практически половине жителей областного центра - за прошлый год диспетчеры приняли практически 90 тысяч вызовов. Исходя из норматива, предусмотренного программой Госгарантий и устанавливающего, что на 1000 населения должно быть 318 обращений, у нас имеется превышение этого показателя в среднем на 25 процентов. К сожалению, драгоценное время медиков крадут и так называемые ложные вызовы. А бывает, что люди сами преувеличивают опасность, в котором находится их здоровье. В итоге же получается, что к человеку приезжает целая бригада, чтобы просто измерить ему давление. А в это время кто-то умирает от остановки сердца, кровопотери... Так уж получилось, что сегодня «скорая» замыкает на себе все нерешенные и нерешаемые обществом проблемы. Одинокие старики набирают 03. Милиция забирает с улицы бомжа - тоже набирает 03. - Конечно, выполняя порой несвойственную нам работу, мы кого-то подвергаем риску, - вздыхает Игорь Викторович. -Хорошо, что у нас достаточно опытные диспетчеры, которые могут по телефону объяснить человеку, что делать в той или иной ситуации. Бывает, что людям достаточно просто подсказать, какое лекарство лучше принять. В крупных городах такая практика консультаций по телефону очень распространена, и это вполне нормальный подход. Я думаю, что, возможно, мы тоже такой консультационный канал или телефонную линию организуем. В перспективе на Благовещенской станции скорой помощи планируют внедрить и комплексную автоматическую систему управления. - Данная программа должна будет обеспечивать полный цикл управления станцией скорой помощи, начиная от приема вызова, оперативного управления бригадами скорой помощи, анализа деятельности. Система позволит поддерживать информационную связь с другими лечебными учреждениями. Фактически это продолжение создания единого информационного пространства здравоохранения города, - говорит Игорь Викторович. Алкоголики, наркоманы и... другие больные По статистике несчастных случаев на работе, профессия врача скорой помощи относится к одной из самых опасных. Медикам «скорой» приходится выполнять профессиональный долг где угодно: на улице, в чужой квартире, в общественном месте. - Мы работаем практически на уровне МЧС и силовых структур, которые подвержены максимальному риску, - отмечает Игорь Викторович. - Коллектив у нас в основном женский, и не всегда они могут дать отпор агрессивному поведению пациента. Больной не всегда настроен дружелюбно - хамство, угрозы, все это бывает не так уж редко. Конечно, нам помогают сотрудники милиции, но повод к вызову может быть любой. Например, плохо с сердцем - мы приезжаем, а там пьяная компания, наркоманы, криминальная разборка - все что угодно, поэтому риск есть всегда. Наверное, только тот, кто по-настоящему любит свою профессию, может всю жизнь работать на скорой помощи. Они и сами признаются, что тем, кто поработал здесь, трудно потом привыкнуть к кабинетной рутине. Не хватает адреналина. И, пожалуй, самый главный «крючок», который их держит, - это видеть сиюминутный результат от помощи человеку. - Кто-то, конечно, уходит, не выдержав нагрузки, но те, кто прошел специфический «проф-отбор», остаются надолго, - заключает Игорь Викторович. Работа в службе 03 не просто тяжелая, она каторжная. Это группа быстрого реагирования, своеобразный спецназ по-медицински, потому что каждый день видят самые страшные картины нашей жизни: ранения, аварии, смерти. Но даже после этого люди находят в себе силы устало улыбнуться: «Здравствуйте. Что у вас случилось? Где больной?» - и успокоить: «Не волнуйтесь!» Скорая помощь в цифрах Численность персонала на 1.05.08 г. - 339 человек Из них врачей - 79 средних медработников - 121 водителей - 92, прочие - 37 Укомплектованность врачами - в пределах 75% 21 бригада работает в Благовещенске В среднем за сутки поступает до 250 обращений На одну бригаду в сутки приходится 14,4 вызова Срднее время ожидания «скорой» - 15,9 минуты