В эти же самые теплые майские дни в областном краеведческом музее год назад открылась юбилейная выставка «Свет доброты», посвященная 75-летию живописца. Никто не мог предположить, что через несколько дней Василия Николаевича не станет... Однако его дело не забыто. Сегодня вдова художника Зинаида Кирьяновна Семенихина с помощью Союза художников России готовит выставку, посвященную памяти замечательного мастера кисти, под названием «Этюды разных лет». - Когда директор краеведческого музея Елена Петухова предложила мне создать экспозицию о творчестве Василия Николаевича, я стала размышлять, как сейчас интереснее подать его работы, - рассказывает Семенихина. - И вспомнила один эпизод из жизни великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. Однажды он предложил группе художников-передвижников: «Давайте, организуем выставку этюдов, с которых мы будем писать картины». Мол, то, что мы сейчас показываем - публике уже хорошо знакомо, а неплохо бы познакомить ее с нашими проектами. Но коллеги подумали и сказали: «Нет, этюды показывать рано. Этому еще не пришло время». Выставка такого рода у нас в Приамурье будет проведена впервые. Я считаю, что время показывать новые работы мужа, его первоначальные задумки пришло именно сейчас. Почему передвижники ответили Репину так, а не иначе? Потому что имели возможность изменить замысел, цвет и т. д., чтобы получилось что-то другое. А я выставляю на всеобщий обзор эскизы мужа по той причине, что он, увы, уже не сможет ничего изменить в своих работах. Нет, рядом с этюдами законченных полотен не будет. То есть невозможно сравнить то, что планировалось и что исполнено. По одной причине - что многих работ попросту давно нет. Значительная часть их рассыпана по частным и государственным коллекциям России, Германии, Японии, Монголии, США и Китая. Зинаида Кирьяновна бережно ставит на стол этюд и читает надпись на его обратной стороне: «На полях Кузбасса. 1965 год». Тщательно рассматривает эту работу, и улыбка теплится на ее устах: «Это была первая Васина картина, которую приобрела Третьяковская галерея. Поначалу ее привезли на зональную выставку в Томск. Большущую такую, написанную маслом, полтора на два с половиной метра! Оттуда она попала на Всесоюзную выставку. С 1967 года я ее не видела. А тут нашла эскиз в архиве мужа. Он выполнен на бумаге акварелью, я подклеила его на картон и вставила в рамку». - Неоднократно в интервью для «Амурской правды» Василий Николаевич заявлял, что он счастлив дважды: первый раз потому, что у него чудесная жена, а уже потом, что обладает даром художника. Прислушивался ли он к вашим советам? - Когда я приходила к нему в мастерскую, муж всегда показывал свои новые работы. Я говорила ему: «Вот эта мне нравится, а эта нет». Могла ответить по-другому: «Вся картина сделана замечательно, а правый верхний угол требует доработки». Он не отвергал с ходу мою критику, отвечал: «Надо мне еще подумать. Может быть, ты права». Я уверена, Вася считал, что я понимаю в искусстве. К сожалению, мой сын Женя, тоже художник, не разделяет это мнение. Сегодня при подборе этюдов мы далеко не всегда соглашаемся друг с другом. Он - представитель другого поколения, видит и думает иначе, чем мы.