— Этот вид творчества называется бумагопластикой, — говорит ассистент кафедры художественных дисциплин ФПИ Вероника Феденко. — С ним студенты знакомятся в рамках дисциплин «академическая скульптура» и «пластическое моделирование».

По словам педагога, бумагопластика близка к скульптуре. Но в отличие от скульптуры, где форма создается наращиванием объема, в бумагопластике все изделия пустотелы и представляют собой оболочку изображаемого предмета. В бумагопластике обыгрывается главное качество материала. Бумага хорошо сохраняет форму, которую ей придают, плюс из нее можно вырезать нужные детали. Но, с другой стороны, эта «податливость» добавляет сложности, ведь мастер должен четко представлять окончательный результат. Поэтому бумагопластика считается второй по сложности техникой после оригами.

— Работая с бумагой, ребята учатся объемному видению, — продолжает Вероника Григорьевна. — Сначала они делают эскиз работы, продумывают, как форму потом передать. А это сложно. Если в живописи объем создается красками, то бумага может «заиграть» только за счет светотени. В зависимости от замысла и вида изделия в работе используется разная бумага: поплотнее и потоньше, побелее и с желтоватым оттенком (последняя, кстати, лучше передает монументальность архитектуры). Если нужно делать складочки, «помятости», самое подходящее — тонкие писчие листки или пергамент. Картон идет в ход, когда нужно смастерить каркас изделия. Соединяются же все детали клеем ПВА или «Моментом».

Ежегодно работы студентов ФПИ из бумаги экспонируются в выставочном зале областного центра. На последней выставке (она завершилась 10 мая) можно было увидеть бумажные копии старинных благовещенских зданий. Например, Дома офицеров, бывшего Дома губернатора, хирургического корпуса областной детской больницы, областной детской библиотеки, железнодорожного вокзала, фасада областного краеведческого музея...

Кстати, здание педуниверситета, где первоначально размещалась мужская гимназия, студенты воссоздали по старым фотографиям. За пять лет учебы в АмГУ Катя Лоскутова смастерила из бумаги десятки вещиц. Пять работ довольно-таки большие. Лучше всего ей удаются замки, дворцы и «деревянные» дома. И это не случайно: девушка учится по специальности «Искусство интерьера».

— Главное — терпение, — признается Катя. — Ведь не сразу получается то, что ты хочешь, и приходится переделывать по нескольку раз. Но при этом работы должны выглядеть аккуратно, клея не должно быть видно. Кстати, представление о том, что с бумагопластикой лучше справляются нежные женские ручки, неверно. У молодых людей работы получаются не хуже. Например, когда видишь эстрадную сцену, сделанную Денисом Манякиным, так и тянет проверить, а можно ли играть на этих музыкальных инструментах. Потому что кажется, что струны малюсенькой гитары должны звенеть. Бумажная скульптура и архитектура действительно необычайно красивы. Жаль только, что эти хрупкие вещи недолговечны.