Последняя носительница той культуры классического танца, без знания которой не понять тайные глубины «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Раймонды», «Баядерки». Она первая из прославленных учениц А. Вагановой, и та передала ей, как своему первенцу и любимой ученице, те секреты танца, которыми не владел больше никто. В 20-е годы именно Марина Семенова была главным козырем в руках защитников классического танца в их борьбе против нигилистов и экспериментаторов. Буквально с первых ее выступлений в 1925 году и интеллигенцию, и неискушенного зрителя покорял чрезвычайно ранний профессионализм юной Марины Семеновой. Ошеломляли масштаб ее танца, красота и свобода ее сценического бытия.

Как любое неподдельное явление в области искусства, ее талант был неподвластен сиюминутным требованиям времени. В своей книге «Я, Майя Плисецкая» известная балерина пишет: «На Марину Семенову я бегала еще девчонкой. Но это была любовь на расстоянии. При близком рассмотрении она являла собой довольно пышнотелую, со складно посаженной головой, сильным торсом женщину времен крепостного театра Параши Жемчуговой. Она была крепостной, но с царственной статью. Вот кому бы сыграть Екатерину Великую! Проспали наши режиссеры, проспали... Она редко улыбалась. Тень на ее лице я читала как отзвук недавних мрачных событий ее жизни: в 1938 году арестовали и расстреляли ее мужа Карахона, посла СССР в Турции, а ее саму держали под домашним арестом. Танцевала она ослепительно. Стальные ладные ножищи крутили, держали, вертели ее лепное тело на славу. В Семеновой был гипноз присутствия на сцене. Когда она выходила, никого больше не существовало. Но она рано стала лениться, манкировала класс, грелась перед спектаклем душем вместо станка... и потяжелела. Но я застала ее волшебные спектакли».

Современники отмечали, что Семенова обладала колдовской, стихийной силой. Она всегда была внутренне свободна в одном из самых регламентированных видах искусства — в классическом балете. Была независима даже в те десятилетия, когда любому художнику советская идеология пыталась навязать определенные стереотипы, прописную мораль. Скорее всего, именно эта внутренняя свобода неординарной личности невольно притягивала к ней тысячи поклонников. В страшные для страны годы она в традиционных балетах прославляла красоту и внутреннюю гармонию. Даже переехав в Москву, Марина Тимофеевна не стала исполнительницей определенного социального заказа. Балетмейстеры Большого театра редко занимали ее в своих премьерных постановках. Да и сама балерина не очень-то стремилась к театральным экспериментам. Ее манило вечное — Одетта и Одиллия, принцесса Аврора, Раймонда, Никия, Жизель. Но неподвластна времени и сама балерина. Всего два года назад она, несмотря на преклонные годы, давала уроки в Большом, вела ежедневные репетиции. Своим любимым учеником она считает Николая Цискаридзе.

Семенова закрыта для прессы: в жизни не дала ни одного интервью. Именно Цискаридзе уговорил ее на съемки телевизионной программы, посвященной ее очередному юбилею, где сам выступил в роли ведущего. Программа вышла на канале «Культура» и дала редкую возможность зрителям увидеть на экране живую легенду и множество архивных записей танцующей Семеновой. Поклонниками великой балерины называли себя Алексей Толстой, Борис Пастернак, Сергей Прокофьев. Надежда Аллилуева не пропускала ни одного спектакля с участием Семеновой. Акварельный портрет Семеновой написал знаменитый художник Фонвизин. Марина Семенова перестала танцевать очень давно, в 1953 году. Обидно, что это случилось раньше первых триумфов Большого театра за рубежом в 1956 году, когда мир узнал о советском балете. Но танец великого мастера живет в ее ученицах, в которых угадываются типично «семеновские» позиции рук, ее королевская стать. В прошлом году Марину Тимофеевну наградили высшей театральной наградой страны — премией «За честь и достоинство». К сожалению, присутствовать на церемонии вручения она уже не смогла.

30 мая в Кремлевском дворце съездов пройдет вечер, посвященный непревзойденному мастеру балета. Солисты ведущих театров страны и зарубежные гости будут танцевать в честь Семеновой отрывки из спектаклей, в которых некогда блистала она. Пока неизвестно, будет ли присутствовать на своем 100-летнем юбилее сама балерина: все зависит от ее самочувствия и настроения. Кстати, это первый такого рода юбилей в истории отечественного и мирового балета. В быту Марина Тимофеевна Семенова — замечательная хозяйка, мать, бабушка и прабабушка, на которой держится весь дом.

Из досье «АП»

Родилась 30 мая 1908 года в Петербурге в семье простого служащего. В 1925 году окончила Ленинградское хореографического училище (педагог А. Ваганова). 1925 — 1929 годы — солистка Ленинградского театра оперы и балета. До 1953 года — ведущая балерина Большого театра, затем педагог-репетитор Большого театра. С ней работали Н. Бессмертнова, Н. Тимофеева, Н. Павлова, Н. Цискаридзе. Народная артистка СССР (1975 г.), лауреат Государственной премии СССР (1941 г.), Герой Социалистического Труда (1988 год).

Возрастная категория материалов: 18+