Торговая паутина

Сегодняшняя ситуация на розничном рынке напоминает революцию. Торговые сети всех уровней стремительно захватывают власть, оставляя некогда господствовавшему классу магазинов-одиночек все меньше жизненного пространства. Представители компаний розничного сектора заявляют, что консолидация розничной торговли способствует экономическому росту, а покупателям гарантированы низкие цены и стабильный широкий ассортимент продукции. Однако, по мнению чиновников, разрастание «паутины» таит в себе большую опасность. Пользуясь растущим влиянием, сети вытесняют с рынка более мелких игроков, фактически становясь монополистами. Кроме того, они препятствуют свободному доступу к прилавку поставщиков. Сеть, заинтересованная в наибольшей конкурентоспособности, в первую очередь пытается понизить цены для покупателей. А для того чтобы повысить доходность, стремится улучшить условия для поставщиков. За «вход» в ретейловые сети производители вынуждены отдавать сегодня около 35 процентов от себестоимости продукции. Чтобы разместить свои товары на полках, поставщикам приходится идти на те условия, которые диктуют им «сетевики», например, предоставление для сети отсрочки оплаты продукции, процента с продаж и с рекламы внутри сети.

Федеральная антимонопольная служба обнаружила около 30 дискриминационных условий в договорах розничных операторов с поставщиками. В то же время возбудить дело по этим фактам ФАС может только в том случае, если удастся доказать доминирующее положение торговых сетей на рынке. Сегодня таковыми являются те, которые занимают 35 процентов рынка, но до таких объемов доросли далеко не все отечественные торговцы. Однако чиновники, кажется, нашли способ умерить аппетиты сетевых ретейлеров.

Очередная попытка

В новом законопроекте ставка сделана на развитие конкуренции и борьбу с монополистами. Это выражено в том, что так называемый порог доминирования для продовольственной розницы в границах муниципального образования понижен с нынешних 35 процентов до 15. При его превышении сетевики будут автоматически заноситься в специальные региональные реестры антимонопольных органов. И если кто-то из поставщиков будет жаловаться на невыгодные условия и злоупотребления со стороны таких компаний, то это послужит поводом для антимонопольных расследований и применения к торговцам жестких санкций. Министерство не стало отдельно прописывать в проекте закона запрет на применение дискриминационных мер, как настаивали некоторые производители. Дело в том, что им порой сложно дать четкое определение, и сети смогут манипулировать понятиями, заменяя плату за вход каким-нибудь другим определением. Такие законодательные новации вызвали всеобщее недовольство бизнесменов-сетевиков. По их мнению, это будет только тормозить развитие розничной торговли и создаст условия для различных нелегальных схем. В то же время в законопроекте сделаны некоторые уступки для торговой розницы. В целом он предусматривает существенную либерализацию правил открытия торговых точек. Этому будет способствовать замена разрешительного порядка на их открытие на уведомительный.

Сейчас в регионах разные требования к желающим вести торговый бизнес, но в законопроекте предусматривается, что тому, кто хочет открыть магазин, достаточно будет проинформировать об этом местные власти. Кстати, это уже не первая попытка власти принять подобный закон, но все они заканчивались неудачно. Однако, как считают эксперты, прошлогоднее беспрецедентное повышение цен на продовольствие подстегнуло чиновников на законодательном уровне отрегулировать этот сегмент. В проекте закона говорится о возможном госрегулировании цен на продовольственные товары первой необходимости в исключительных случаях.

Ретейл на Амуре

В Приамурье в последние годы розничные магазины стали очень активно «плести» свои сети. Их можно условно разделить на несколько групп. В первую входят те компании, которые стали розничными участниками рынка после того, как поработали некоторое время в качестве оптовиков, как, например, компания «Простор». Другая группа амурских сетей специализируется на продуктовой рознице с момента своего создания, наиболее крупными представителями здесь являются фирмы «Россия» и «Фауст». В отдельную группу можно отнести розничные сети компаний из соседних регионов, таковой, например, является сеть супермаркетов «Любимый». Что касается конкуренции, то здесь мнения представителей крупных торговых компаний сходятся в одном — за «место под солнцем» идет очень жесткая борьба. Новый законопроект как раз это и предусматривает.

— Сетевые структуры у нас очень активно развиваются, и очень много денег в них вкладывают иногородние компании, — считает заместитель директора по торговле ООО «Россия» Лада Лашина. — Сложно пока делать какие-то прогнозы о том, как будут обстоять дела в сегменте сетевой розницы, но можно сказать, что конкуренция у нас и так очень жесткая и по ценам, и по ассортименту, и по удержанию своих покупателей.

Такого же мнения придерживаются и в министерстве экономического развития области. По словам чиновников, у нас нет таких организаций, которые имели бы долю в обороте продовольственных товаров 15 процентов, а следовательно, и конкуренция у нас достаточно хорошо развита. А что касается введения 15-процентного барьера, то он все-таки нужен для того, чтобы у государства была возможность регулировать цены. Впрочем, у сетевиков другой взгляд.

— 15 процентов — это очень мало, — считает генеральный директор ООО «Фора» Игорь Ротарь. — Например, на нашу долю приходится порядка 13 — 14 процентов продовольственного товарооборота в городе. Если закон примут, то дальше нам будет сложно расширяться, потому что придется преодолевать различные бюрократические преграды. В любом случае потребителю от этого закона вряд ли станет легче.

Если розничная сеть будет занимать на рынке 30 — 40 процентов, то конкуренцию это все равно не исключит, а вот порядка будет больше. Все-таки чем крупнее компания, тем лучше, прежде всего для покупателя. Практически все сетевики считают, что эффективность предложенных правительством мер низка, ведь развитие торговых компаний, наоборот, приводит к снижению цен для конечного потребителя. Некоторых удивляет, что власти такими нерыночными методами пытаются регулировать наиболее развивающуюся на продовольственном рынке отрасль. Кстати, стоит отметить: ретейл в Приамурье имеет некоторые отличия от других регионов. У большинства амурчан довольно низкая платежеспособность, поэтому розничные наценки на продукты питания у нас одни из самых низких по стране.

Однако, несмотря на то, что в прошлом году жителям области было сложно угнаться за ростом цен, инфляция в регионе оказалась на 2,5 процента ниже, чем в среднем по стране. Сегодня никто не готов дать прогноза, кто выиграет в борьбе за покупателя — крупная сеть или отдельно стоящие магазины. Конечно, гораздо больше шансов на выживание у сетевиков, у них и ресурсов больше. Но, как признают сами маркетологи, сейчас конкуренция между игроками не ценовая — клиент чаще всего выбирает магазин за качество товаров и надлежащий уровень обслуживания. Сети предлагают в основном низкие цены, но сервис в них зачастую оставляет желать лучшего. Качество обслуживания в небольших магазинах, как правило, выше. В них покупателей знают чуть ли не в лицо, помнят, что они любят и кому и что нужно предложить. Впрочем, сами авторы законопроекта заявляли, что они не против разворачивания торговых сетей, но важно соблюсти баланс в присутствии на рынке крупных сетей и небольших магазинов. Последнее слово остается за депутатами Госдумы, которые должны будут решить судьбу законопроекта на одном из своих заседаний.

Возрастная категория материалов: 18+