Изначально доходы областного бюджета на 2007 год были утверждены в объеме 18,1 миллиарда рублей, но в течение года в главный финансовый документ области восемь раз вносились дополнения и изменения, с учетом которых доходы областной казны возросли до 24,2 миллиарда рублей. Расходы областного кошелька тоже увеличились и составили почти 6 миллиардов рублей, а дефицит бюджета сократился с 14,9 до 9,5 процента его доходов без учета финансовой помощи из федеральной казны. Бюджет области оставался социально ориентированным. Почти 6 миллиардов рублей было направлено на финансирование социально-культурной сферы. В структуре расходов областного бюджета она составляет более 25 процентов. Основную долю в социальном блоке занимают расходы на здравоохранение и спорт, тем не менее они были профинансированы менее чем на 90 процентов. Как отметила председатель КСП области Ольга Бродская, у нас наблюдается ежегодная тенденция снижения доли расходов, направляемых на образование, здравоохранение и культуру. - Конечно, значительная часть бюджетных средств - почти 6 миллиардов - была направлена на финансирование социально значимых законов, программ и выплат. Но что касается областных целевых программ, то хотелось бы, чтобы в этой сфере ситуация стабилизировалась, - считает председатель комитета по вопросам социальной политики Заксобрания Елена Выдрова. - В 2007 году было 11 социально направленных программ, но их финансирование составило 43 процента, или 25 процентов от финансирования всех областных целевых программ. За последние три года такого низкого удельного веса не было. Также нас не устраивает то, как финансируются программы, рассчитанные на несколько лет. Практика показывает, что в первый год средства практически в полном объеме закладываются, и финансирование худо-бедно идет. Но в последующие годы программы либо приостанавливаются, либо подлежат секвестированию. Все это приводит к размыванию финансовых средств и не позволяет достичь тех конечных целей программы, которые ставились при принятии. В сфере образования хочется сделать акцент на недостаточное финансирование начального профессионального образования. Учитывая, какая существует потребность в кадрах, этому разделу финансирования нужно уделить больше внимания. Есть ряд проблем и в здравоохранении, которые нужно учесть в этом году и не допустить в следующем. Особенно остро стоит вопрос, связанный с финансированием капитального ремонта в лечебно-профилактических учреждениях. На сегодняшний день ряд областных ЛПУ стоит на грани лишения их лицензий. Некоторые должны пройти лицензирование уже в этом году, а часть - в следующем. Есть даже предписания по ряду учреждений о приостановке их деятельности. Свои претензии к главному финансовому документу высказали и другие депутаты. - У нас очень большую часть в структуре расходов занимает социальная сфера, и только около 20 процентов приходится на сектор экономики, который тащит всю эту социальную «телегу», - заявил председатель комитета по вопросам природопользования и экологии Геннадий Иванов. - Но мы забываем, что «лошадь» слабенькая. Посмотрите, что происходит в АПК. Изначально в бюджете утвердили одну сумму на его финансирование - 937 миллионов рублей, а потом стали сельское хозяйство «щипать». Деньги из аграрного сектора изымали на другие нужды, и в итоге аграрии остались ни с чем. Такое отношение к отрасли, которая дает почти 20 миллиардов рублей валового производства, несправедливо. И сегодня мы видим, что в Приамурье идет сокращение производства сельхозпродукции и людей, занятых в этой сфере. 2007 год - наглядный пример того, как нельзя финансировать то, что у нас еще есть. Основные направления нужно серьезно менять и, самое главное, учиться исполнять бюджет. Мы много раз его корректировали в течение года, с одного направления перебрасывали деньги на другое, а в итоге почти 1,5 миллиарда рублей остались неосвоенными. - Финансовых ресурсов было вполне достаточно, план по доходам мы практически выполнили, а по расходам не смогли, потому выделенные деньги остались неосвоенными, - поддержал коллегу депутат Анатолий Белоногов. - Необходима жесткая и требовательная работа с главными распорядителями бюджетных средств. Здесь задача не только министерства финансов, но и комитетов Заксобрания. Зачем ждать, пока закончится год, чтобы обсуждать эти проблемы? Ведь возможна и оперативная отчетность по исполнению бюджета. Такие вопросы нужно своевременно ставить и решать. - Не все так плохо: расходы удалось увеличить почти на 6 миллиардов рублей, а это немало, - отметила председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Ольга Стрельник. - Другое дело, что не исполнены плановые назначения, а раз они не исполнены, то не исполнен и закон о бюджете. Поэтому в рекомендациях в первую очередь надо отразить необходимость реального планирования и обязательного исполнения закона о бюджете. - Я считаю, что большую часть средств нужно направлять на социальные нужды, помогать муниципальным образованиям, но без экономики у нас не будет доходной части. Это все прекрасно понимают. Но все же бюджет у нас дефицитный, и всегда будет чего-то не хватать, будут жаркие споры, куда лучше направить деньги. Думаю, это нормальное обсуждение и желание каждого председателя комитета отстаивать свое направление, свою отрасль также вполне оправданно, - резюмировал вице-спикер Александр Башун.

Возрастная категория материалов: 18+